Политика Кристины Лагард вызвала широкую дискуссию в печати, потому что догматизм в финансах хорош только тогда, когда экономика на подъёме. Что может быть главнее тезиса, который мы так часто слышим со страниц изданий России и мира, об успехах развитых экономик? Но что же всё-таки такое «развитая экономика»? В каком смысле, в какую сторону развитая? Вдоль или поперёк?
Без определения того, что это значит, разговор о развитых экономиках — это разговор ни о чём. Для меня лично развитая экономика — это Норвегия, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Швейцария. А «развитая экономика», в которой развита исключительно экономика личных состояний — это флюс на лице здорового государства.
Дело в том, что экономика — это не ветер в ветвях и листве деревьев в нашем саду. Это не сияющее солнце над головой. И это не климатические или метеорологические явления. Это рукотворная вещь, определяемая согласно той или иной социально-классовой модели — главным императивом экономической модели.
Экономическая модель — это производная от той социально-классовой структуры, которую формируют властные начала.
Едва ли не ежегодно В. Путин говорит о сбережении нации в своих декабрьских пресс-конференциях, говорят о нём и другие на разных уровнях.
Разговор о сбережении нации — это разговор, который мог бы состояться между двумя иерархами Русской Православной Церкви, но я никак не могу себе представить, чтобы разговор об онтологической ненависти двух силовиков к своему собственному народу вёлся в рамках сбережения нации. Люди, которые призваны убивать, резать, крушить и громить, не будут говорить о душе. Их воспитывали этому 100 лет. Это всё равно, что главный инквидитор Томас де Торквемада говорил бы, что он недостаточно сжёг на кострах еретиков и отступников.
О сбережении нации может говорить только тот, кто понимает, что такое душа, что такое любовь и милосердие. Люди, привыкшие к пониманию исполнения своего долга только в результате применения насилия, говорить об этом не могут. Вспомним, что первые полны массового террора начались уже после провозглашения СССР, в связи и по поводу убийства в 1934 году Сергея Кирова, а не в 1937 году, когда был расцвет репрессий.
Пролитая кровь, масштабы бедствия, нескончаемый экономический, духовный и моральный геноцид бесконечно замучил долготерпимый русский народ. Власти научились эксплуатировать одну и ту же слабость своего населения — его долготерпение. Но говорить об оскудении разума среди гражданского населения не приходится. Смотрите, какие шедевры и высокие образцы, несмотря на убогость моральной и экономической жизни в стране, являет сфера культуры.
Прекрасные спектакли, замечательные постановки, удивительные литературные произведения, шедевры живописи, музыки, архитектуры, замечательные выставки, которые бьют не в бровь, а в глаз, демонстрируя, что жизнь, несмотря на 100-летие подавления духовного и онтологического сознания населения, только укрепляется.
Единственная в мире капиталистическая экономика в чистом виде — российская (это утверждает французский экономист Де ля Марш), неуклонно двигается к своему краху. Потому что если экономика не выполняет главную свою задачу — сбережение нации, она неминуемо превратится в экономику позднего Горбачёва, которую экономисты называли «маразматической».
Экономика, не являющаяся экономикой, а лишь структурой или системой структур по обслуживанию экономических коррупционных схем, не заботится о повышении благосостояния населения, что приводит к демографическому краху и сокращению жизни. В последнее десятилетие СССР средняя продолжительность жизни была как сейчас в Японии, при всех недостатках экономики. А сейчас мужчины в России не доживают и до 69 лет, а женщины — до 79 (это данные средней продолжительности жизни в России на 2019 год, в 2020 году они снизились до 66 и 77 лет соответственно). Средняя же продолжительность здоровой жизни составляет на 2020 год 59 лет.
Индекс счастья (World Happiness Report), введённый в 2012 году в ООН как основа системы критериальности по определению благополучия нации, поставил Россию на 73 место по итогам 2020 года. Для сравнения, Германия находится на 17-м месте, а Узбекистан — на 44-м. Этот индекс, разработанный исследователями New Economic Foundation, основывается не только на эмоциях и самоощущении, но и на объективных показателях продолжительности жизни и благосостояния людей. Тех вопросах, которые вносят основной вклад в сбережение нации.
Кристину Лагард критиковали за то, что она пренебрегла благосостоянием европейцев ради успехов своей политики, и совершенно справедливо. Но и она по роду деятельности не может заниматься сбережением населения и заботиться о нём. Ставить такие задачи должны власти, включая духовные, а требовать их исполнения — само гражданское общество.