Пьеса «Виндзорские насмешницы», написанная Шекспиром с подачи королевы Елизаветы I, была изначально представлена как весёлая комедия. В образе главного героя — сэра Джона Фальстафа, его насмешников и слуг англичане елизаветинской эпохи должны были узнать себя и весело посмеяться.
Сам Шекспир считал свою пьесу неудачной. Обличение стареющего толстого аристократа, зарабатывающего на жизнь адюльтером, воровством и шантажом, оказалось двусмысленным и невесёлым: гонители оказались не более симпатичными, чем сэр Джон Фальстаф.
В наши дни на сцене «Маяковки» порочное елизаветинское общество обрело и вовсе криминально-демонический вид и предстало перед зрителем в форме чёрной комедии.
Текст великого английского драматурга безобиден, но только на первый взгляд. Две почтенные дамы из Виндзора, узнав о написанном под копирку нескромном предложении ухажера, решили за это над ним зло подшутить. Их мужья проявили себя не лучше, и в конечном счёте разоблачение ухажера изобличило всех.
Сэр Джон Фальстаф, получивший сполна за свои проделки, в качестве компенсации лишенный лошади рыцаря, был приглашен обидчиками за праздничный стол. Не имеющий чести нищий представитель «благородного сословия» покаялся, принял приглашение, и общество осталось самодовольным в своей порочности. Жизнь продолжила идти своим чередом.
Насмешка над сэром Джоном Олдкаслом (он послужил прототипом Фальстафа) в XVII веке ранила не только членов его семьи, но и общество, в котором не оказалось положительных героев. В комедии люди увидели недобрую сатиру на себя. Из выписанных драматургов типов, пожалуй, бедняга сэр Джон Фальстаф оказался самым безобидным, и именно в таком виде мы видим героя сегодня на сцене Театра имени Вл. Маяковского в постановке Владимира Даная.
Полон драматизма раздавленный жизнью герой Вячеслава Ковалёва. Чем безжалостнее его мучители, тем он жальче и симпатичней нам. Скорее импозантный, чем толстый мужчина походит скорее на добряка и романтического героя, которого лицемерные злодеи почём зря обижают, мучают и избивают до крови. Неудивительно, что в конце он напоминает раненого медведя, и издаёт озлобленно-отчаянный крик.
В центре внимания режиссера сомнительная любовь и брак, основы которого повсеместно поколеблены, и где отдают фальшью ревность и месть. Исследованные с иронией, сексуальным подтекстом, сарказмом, насмешкой над стереотипами, события приобретают вполне современный вид с фрейдистским акцентом. Общество, замкнутое по типу пчелиных сот, напоминает привычное нам офисное пространство, куда вполне могут перекочевать сэр Джон Фальстаф и его всё более безжалостные гонители.
Когда-то сюжет пьесы Шекспира вдохновил на лирическую оперу великого Джузеппе Верди. 80-летний оперный гений всем сердцем полюбил и всей душой пожалел Фальстафа, благодаря чему его последняя одноимённая опера «Фальстаф» вошла в число мировых шедевров.