Весенние проблемы десятой по объему перевозок пассажиров российской авиакомпании оказались только началом больших проблем. Теперь ситуация с ВИМ авиа усугубилась до той степени, что Минтранс уже поручил Росавиации разработать механизм действия на случай полной приостановки деятельности авиакомпании. При этом сама ВИМ авиа вынуждена была обратиться к Правительству РФ с просьбой о помощи.
Первые предпосылки того, что ситуация с ВИМ авиа развивается не по-обычному для этой авиакомпании сценарию появились еще в конце мае 2017 года. Тогда авиаперевозчик начал массово задерживать свои чартерные рейсы, что привело даже к созданию специального штаба для урегулирования ситуации, в который вошли представители от Правительства РФ, Ростуризма, Минтранса, Росавиации, ВИМ авиа и туроператоров. В компании объяснили сложившуюся ситуацию поздним возвратом с планового техобслуживания трех самолетов и высоким пассажиропотоком в начале сезона отпусков. Впрочем, за год до этого, летом 2016 года, ситуация с ВИМ авиа была несколько похожа – систематические задержки авиарейсов в компании связывали с несвоевременной поставки лизингодателями новых самолетов в парк авиакомпании и неисправность воздушных судов.
Теперь же ситуация с ВИМ авиа видимо усугубилась, так как вынудила авиакомпанию обратиться к Правительству РФ с просьбой предоставить государственные гарантии по кредитам. Как оказалось, авиаперевозчик испытывает серьезные финансовые затруднения и срочно нуждается в оборотных средствах. Так, на данный момент ВИМ авиа уже задолжала 0.5 млрд руб своему базовому аэропорту Домодедово, а последние несколько дней флот авиакомпании заправлялся только по причине получения гарантий от компании Татнефть.
Сложившаяся ситуация с ВИМ авиа всерьез обеспокоила Минтранс, который уже поручил Росавиации проработать алгоритм действий на случай полного прекращения полетов этой авиакомпании. Кроме того, глава ведомства Максим Соколов напомнил, что авиаперевозчики, которые задерживают рейсы, могут быть лишены права на осуществление международных рейсов. Стоит отметить, что Минтрансу есть от чего беспокоится – в прошлом году ВИМ авиа перевезла чуть более 2 млн пассажиров (10 результат в РФ), а с начала этого года – уже 1.8 млн человек.
Ожидается, что сложившаяся ситуация с ВИМ авиа может быть решена при поддержке властей и представителей бизнеса Татарстана, где зарегистрирована эта компания. В данном случае речь идет о банке Зенит, нефтяной компании Татнефть и собственно самом правительстве региона. Однако пока это только предположения и Минтранс рекомендует пассажирам чартерных рейсов уточнять у туроператоров информацию о том будет ли совершен запланированный рейс до того, как выезжать в аэропорт.
Кстати, ситуация с ВИМ авиа резко обострилась за несколько недель до того момента, как задерживать рейсы станет непомерно дорого для авиакомпаний. Дело в том, что с октября 2017 года Россия может присоединиться к Монреальской конвенции о правилах международных воздушных перевозок. Этот факт повлечет за собой значительное увеличение штрафов за задержку авиарейсов. Так, если сейчас авиаперевозчики платят пассажирам 1’875 руб за каждый час задержки, то по новым правилам компенсация может составлять до 380’000 рублей.
Источник: Минтранс, Ведомости, ВИМ Авиа, Росавиация