26 сентября 1815 года для закрепления роли России в победе над Наполеоном была создана новая система международных отношений. Был создан Священный Союз, автором проекта которого был Александр Первый, похожий на раннесредневековый союз суверенов. Император-идеалист после либеральных исканий был вдохновлён монархической идеей объединения всех христианских государей под своей эгидой. Целью этого был вечный мир, исключающий революции, войны и кровопролития и живущий по заповедям христианства.
Как пишет в своих мемуарах Меттерних, даже текст Священного союза был больше похож на псалом, чем на юридический документ. Это, по мнению автора, вызывало отторжение у Австрии и Пруссии — ещё двух подписантов, составивших этот тройственный пакт начала XIX столетия.
Почему же всё-таки этот документ считается краеугольным камнем архитектуры международных отношений, продолжающей действовать в том или ином виде до сих пор? После почти полувека тиранического правления Европа определила свой стратегический курс на экономическое процветание так, как она его понимала на тот момент времени. Христианские монархи, удовлетворенные итогами Венского конгресса, закрепляли буквой и духом своих подписей статус кво «на вечные времена».
К Священному Союзу, поначалу подписанному только Австрией и Пруссией, вскоре присоединились все (за исключением двух — Ватикана и Оттоманской Порты) страны Европы. Излишне пояснять причину странного поведения.
Должен напомнить, что Турция изначально противопоставляла себя всем христианским европейским государствам как держава с мусульманским руководством, и шла на взаимопонимание только под угрозой силы и войны на два фронта — с Россией и Европой.
Что касается Ватикана, то Папа Римский не считал себе ровней ни в духовном, ни тем более в институциональном планах ни одного монарха вообще. Россию, ставшую инициатором объединения, понтифик не рассматривал в качестве христианского государства в полном смысле этого слова — на роль духовного лидера Европы претендовал католицизм.
Система, созданная 26 сентября 1815 года, несмотря на критику и разброс точек зрения среди историков, по-прежнему существует. Столетие прошло в Священном Союзе, хоть и с определенными издержками. Германская, Австро-Венгерская и Российская революции доказывают это. Ведь, говоря словам А.Ф. Лосева, «лучшее доказательства присутствия Бога в человеке — атеизм».
Надо понимать, что система Священного Союза — самая прочная из известных систем международных отношений. Она основана не на подчинении из-под палки тому или иному положению, а на добровольном волеизъявлении всех европейских держав, включая соперничавших Францию и Великобританию.
Положить на алтарь мира, спокойствия и процветания все свои амбиции и стратегические планы — вечный мир важнее. Такова была вложенная в объединение русская идея.
Венский конгресс, согласно которому определены нынешние границы, закончился на мажорной ноте. Все государства договорились любить друг друга и не позволять поддерживать в одностороннем порядке революционные волнения в стране соседа, даже если революционные настроения будут играть на руку государственным интересам.
За столетие нарушались эти принципы нечасто, например, Германией в лице Ламсдорфа, который перевел на счет шведских банков российским мошенникам сумму в поддержку революционного проекта в пользу Германии.
Во всех остальных случаях дух Священного Союза торжествовал повсеместно даже тогда, когда как карточный домик на глазах развалились 4 незыблемых колосса: Оттоманская Порта, Австро-Венгерская империя, Второй Рейх и Российская империя.
Напоминаю, что в Новой и Новейшей истории было три системы международных отношений: Вестфальская, Венская, Ялтинско-Потсдамская.
Священный Союз в его развитии до сих пор считается краеугольным камнем современной системы международных отношений, которому на словах следуют все дипломаты цивилизованных стран, включая бывшие страны СНГ и Евросоюз, хотя формально он был перестал действовать в 1825 году.
Наверное, эта глубоко христианская в своей основе система и удерживает мир от исчезновения, побуждая правителей время от времени садиться за стол переговоров. Она не даёт высвободиться силам, которые только и ждут, чтобы отринуть христианство и уничтожить христианские ценности в Европе.