«Рекомендация идти или не идти в суд, идти или не идти до конца в налоговом споре зависит от конкретного дела, — говорит старший партнер «Пепеляев Групп» Сергей Савсерис. — Но часто мы не рекомендуем идти в судебном споре до конца. Я бы оценивал перспективы спора через призму успехов на досудебной стадии и в первой инстанции».
Такие достаточно пессимистичные для профессионального налогового юриста суждения опираются на неутешительную статистику, собранную компанией за 2022 год. Ей «Пепеляев групп» поделился на конференции «Налоги-2023» ИД «Коммерсантъ» 21 сентября 2023 года.
«Если вам повезло с судьёй, вы убедили суд и выиграли — тогда тяжело, но возможно пройти через сито второй и третьей инстанции, — продолжает Сергей. — Налоговики часто несмотря ни на что идут во вторую и третью инстанции — ведь вероятность их выигрыша выше, чем проигрыша. Если мы проигрываем суд в первой инстанции, то получается, что вероятность изменить что-то во второй и третьей инстанции совсем ничтожно мала».
По данным компании, общая вероятность выиграть спор по налогам в московском регионе в 2022 году составила 13%, а 20 лет назад была 80%.
При этом юристов настолько удивляет содержание некоторых выигранных в последнее время дел, что они подозревают в них коррупционную составляющую. В обычной же ситуации судебная система склонна вставать на сторону «налоговиков».
Чем выше — тем больше. Если из 509 поданных против Федеральной налоговой службы (ФНС) исков в первой инстанции были удовлетворены 22%, то 14% этих дел было отменено во второй инстанции, а 25% — в третьей. И совсем мало налоговых дел «прошло» в Верховном суде, который за последние годы всё меньше стал рассматривать налоговые споры и вставить на сторону налогоплательщиков.
В 2023 году количество налоговых споров выросло, граждане всё чаще ищут защиты в суде, а он дистанцируется в пользу чиновников, у которых всё меньше стимулов для того чтобы вступать с подотчётными лицами в диалог. Число мировых соглашений с ФНС ничтожно мало — в 2022 году было зафиксировано только два, а в 2023 году — ни одного.
Налоговые юристы всё чаще повторяют про себя анекдотическое название: «Мы — паллиативная юридическая помощь» и говорят о том, что в их работе всё меньше становится справедливости и закономерности.
И всё это происходит на фоне новой международной реальности, где бизнес приглашают переходить в юрисдикцию родной страны и где нововведения внедряются искромётно и чуть ли не каждый день.
Мы живём в эпоху, когда помимо законодательной деятельности по актуальным вопросам высказываются суждения официальных лиц и организаций, например, «письма Минфина». Увы, несмотря на прогресс в информационном поле, такие инициативы «к делу не пришьёшь» — суды не будут рассматривать благие пожелания чиновников и обещания налоговых послаблений.
Всё это вместе подрывает авторитет судебной и исполнительной властей. В реальности, бизнес остаётся один на один с бдительным налоговым оком, которое видит нас и знает о нас всё.
Эксперты призывают максимально работать с «налоговиками» по время проверок, делать для них прозрачными все операции и тщательно и своевременно платить (желательно с запасом) по их счетам. Тренд на судебные споры меняется не в пользу налогоплательщиков.