9 января у россиян ассоциируется с двумя ключевыми событиями в народной и общественной жизни. Степанов день — не просто день чтимого у нас святого Стефана — первого великомученика, забитого камнями за Веру, но и день, когда происходили удивительные и даже глубоко трагические события на Руси.
Святой архидиакон Стефан, как и двенадцать великих апостолов, был вдохновлен силой Святого Духа, сошедшего на апостолов за год до его смерти. 30-летний христианин стал первым из семи диаконов, рукоположенных и назначенных святыми апостолами для оказания помощи бедным в Иерусалиме, где творил много чудес, помогал людям, и все его добрые дела упоминаются в Священном Писании Нового завета. Может быть, поэтому он особенно чтился православными со времён, когда первые мощи страстотерпца были перенесены в Константинополь в 415 году — в столицу Восточной Римской империи.
Стефан был евреем и принадлежал к той части еврейского народа, которая жила в греческих районах Римской империи. Его родным языком был греческий. В первый год после страданий и вознесения Христа Святой Стефан силой своей Веры, своими словами и делами доказал евреям — своим соотечественникам, что они убили Мессию, ожидаемого ими столько веков.
Святой первомученик был двоюродным братом апостола Павла, который во время мученической смерти Стефана еще не принял христианское учение и был одним из мучителей Святого Стефана. Во время неправедного суда святой посмотрел на небо и объявил всем присутствующим: «Вот, я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!», а перед смертью просил Господа помиловать своих врагов «Господи, не считай их грехом сей», — сказал он. Это произвело впечатление на многих, в том числе перевернуло сознание того, кого мы знаем как апостола Павла, и затем дало ему пример и силы в служении Богу.
День Святого Стефана считался днём пастуха; когда заключались договора о продаже скотины, овса и урожая, нанимались пастухи. Лошадей (как и всю скотину) в этот праздник так чтили, что кормили из серебряной посуды. А девушки хоронили свою печаль, сливая в «чашу пагубную» тоску.
Однажды лишь, в 1905 году, «чаша пагубная» не помогла. Слишком велика была народная печаль, когда сотни участников многотысячного шествия погибли в Петербурге. Этот день получил название «Кровавое воскресенье» и вызвал «Первую русскую революцию», а также миллионную волку эмиграции среди тех, кто почувствовал ветер больших перемен.
9 января вошло в сознание населения вошло как день начала революционного подогрева, который в результате привёл к тому, что мы сейчас наблюдаем вокруг.
«Блестяще проведённая операция» на площади перед Зимним дворцом по недомыслию властей стоила жизни женщинам, старикам и детям. Трагическое событие, спровоцированное недобросовестными агентами Тайной полиции и подогретое провокаторами из числа леворадикальных организаций, было вызвано деятельностью попа Георгия Гапона, которым руководила группа Азефа, бывшего не двойным, а тройным или даже четвертным агентом, работавшим в том числе на еврейскую партию Бунд.
Представители династии Романовых, несмотря на публичные заверения об отсутствии какой-либо информации о событиях и о том, что приказ о расстреле отдавал не император, а петербургский градоначальник, не смогли убедить ни правых, ни на левых Начались массовые погромы в провинциях и убийства чиновников. Правые — консерваторы и ортодоксы и радикалы, ещё больше радикализировавшиеся, соперничали в насилии. Только представьте, что последователи Кропоткина и Бакунина выступали в печати, сдерживая революционизирующие атаки на устои!
В это время наблюдалось любопытное социально-политическое явление в жизни России — отъезд ряда религиозных, национальных и политических групп. Оно чрезвычайно важно, так как представители этой «нулевой» эмиграции (уже после неё была Первая, послереволюционная волна) сделали, например, в США, а также в Австралии, Новой Зеландии три вещи: создали финансовую систему, заложили структуру организованной преступности и подняли науку. По данным Службы иммиграции и натурализации США, 43% российской эмиграции составляли евреи, 27% – поляки, 9% – литовцы, 8% – финны, 5% – немцы, 4% — русские.
Во всех учебниках по экономике США поименно, с датами рождения и смерти чуть ли не адресами списки людей — выходцев из России, которые не просто отметились, но стали основателями и заложили целые направления в общественной и экономической жизни, включая криминалитет впоследствии Великой Державы.
В числе эмигрантов того времени — Нобелевский лауреат микробиолог Соломон Ваксман.
Если привести пример банковской сферы, то благодаря тем выходцам из России произошла финансовая подпитка революционных сил и была реализована сначала Февральская, а затем и Октябрьская революции. Эта подпитка помогла вливаниям в смуту главных организаторов банковского дела в США, от Шиффа до Жаботинского.
США в начале XX века представляла собой ординарную страну колониального типа с зыбким рыхлым эмергентным рынком и неустоявшимся законодательством. Но было одно, что сделало вскоре США великой державой — лютая ненависть к аристократии и родовым связям, так как главный лейтмотив американской идеологемы — отсутствие корней, презрение к происхождению и возвеличивание до небес всякого рода аморализма, который впоследствии (уже скоро), начиная с Великой Октябрьской Социалистической революции в России, привел к закручиванию гаек в США и превращению страны в единый пуританский лагерь, по морально-нравственным характеристикам напоминающим нечто подобное летним лагерям скаутов, где колонии эмишей в Пенсильвании провозглашались как эталон и образец для всех диаспор многонациональной страны.
В числе тех, кто рукоплескал успехам большевиков, были Джон Д. Рокфеллер, Дж.П. Морган, Джон Д. Райан из National City Bank, партнер Моргана Джордж У. Перкинс и Тедди Рузвельт, лидер Прогрессивной партии. А 23 марта 1917 года в Карнеги-холле состоялось массовое мероприятие в честь отречения Николая II — свержения царского правления в России. Тысячи социалистов, марксистов, нигилистов и анархистов США пришли поддержать это событие. На следующий день на второй странице «Нью-Йорк таймс» была опубликована телеграмма Джейкоба Шиффа, которая была зачитана этой аудитории. Он выразил сожаление, что не смог присутствовать, но приветствовал успех русской революции как «то, на что мы надеялись и к чему стремились эти долгие годы».
9 января — это важнейший день в календаре современной истории не по причине того что произошли события на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, а потому, что в этот день сознание народа перевернулось. Однако вместо того чтобы вдумчиво проанализировать ситуацию и сохранить всё лучшее в стране, общество позволило, чтобы на первый план вышли фигуры маргинальные с точки зрения истории и экономики — душераздирающие людоеды, кровопийцы, тираны и политические отморозки, которые на протяжении как минимум 80 лет творили нечто, что стало образцом для таких стран, как Камбоджа и Китай. Лишь только на Кубе в Новое время после прихода радикалов к власти удалось избежать массовых кровавых репрессий.
Заметьте. что Великая Французская революция с её гильотинами. убийствами малолетних наследников, страшными репрессиями и 15-летием психоза общества, доведённого до отчаяния и ведения революционных войн, не идёт ни в какое сравнение с той общественно-политической трагедией и экономической драмой, постигшей великую российскую цивилизацию на долгие 150 лет.
И сегодня по-прежнему важно осмысление событий 9 января на предмет того, как можно было избежать тех последствий, которые привели к Армагеддону — процесс ещё далеко не завершён.
Сейчас особенно важно помнить Святого Стефана, который учил нас побеждать добром, и обращаться к традиционному. христианскому опыту восприятия мира.
Лично для меня этот день — один из самых знаменательных дней ещё по одной причине — благодаря ему я стал тем, кем я стал. В этот день родилась моя бабушка — Анна Васильевна Павлова из славного рода Павловых, мой духовный наставник, воспитатель, ушедший на пенсию с должности профессора МГИМО, чтобы воспитывать внука. Она делала это с помощью Пушкина и Рахманинова, при этом часто вспоминая русскую историю…