Существует ли возможность родства Стюартов, трех королевских родов Шотландии, Ирландии и Англии с одним из древнейших баскских родов, ведущих письменную историю с IX века? Как могло получиться, что с XIV века у этого рода был герб уже в королевстве Наварра?
Страна Басков несоизмеримо ближе к Великобритании, чем принято считать. Так, профессор Стивен Оппенгеймер, генетик из Оксфордского университета, в 2006 году издал книгу «Происхождение британцев», в которой отметил, что анализ генетических данных вопреки устоявшемуся мнению показывает, что ни кельты, ни более поздние англосаксонские захватчики не оказали большого генетического влияния на Британские острова. Ни одна из групп не отразилась на генофонде Британских островов так существенно, как викинги, норманны или иммигранты последних 50 лет. Первые поселенцы, по словам учёного, «вряд ли говорили на кельтском языке, но, возможно, на языке басксв».
«75-95% генетических данных Британских островов родом из Иберии, — утверждает ученый. — Ирландия, прибрежный Уэльс, Центральное и Западное побережье Шотландии почти полностью состоят из иберийских основателей, в то время как остальные неанглийские части Британских островов имеют такие же высокие показатели … Ни одна английская выборка не имеет менее 58% иберийских образцов».
Династия Стюартов — представителей древнейшего шотландского рода была преимущественно национальной по составу и католической по вероисповеданию, и она открылась для родства с британскими и европейскими аристократическими родами после потери трона. Британская прицесса Диана — прямой потомок этого древнейшего рода через Марию Стюарт; она была 11м коленом в её родословной. Таким образом, в жилах принцев Гарри и Уильяма течет кровь Стюартов.
В какой же момент баскские фамилии могли породниться с бывшим шотландским правящим домом?
«Славная революция» 1689 года в Англии привела к падению Якова II Стюарта, и открыла эпоху якобитов — сторонников возвращения трона ему и его потомкам по линии принца Уэльского Джеймса Фрэнсиса Эдуарда.
Последний католик-король в Англии — Яков II. После его изгнания престол был занят его дочерью-протестанткой Марией, вышедшей замуж за Вильгельма Оранского (Вильгельма III) и захватившей трон. После кончины Марии, а затем и её мужа престол на небольшое время заняла другая дочь Якова II — Анна, после чего династический крен вызвал к жизни Ганноверскую династию. Это были родственники по линии Вильгельма из рода Нассау.
Стюарты — не только королевский, но и многочисленный католический род. В момент Славной революции, приведшей к парламентской монархии (её установил и закрепил Вильгельм III), было положено начало бесконечному конфликту двух ассиметричных по числу противоборствующих элит — протестантской и католической в Англии с охватом Ирландии и Шотландии.
Вильгельм III сумел создать флот, который был всепобеждающим оружием, благодаря которому произошли радикальные изменения политического ландшафта. А со времен Елизаветы он был самым мощным соединением вплоть до XVIII столетия.
Уже из эмиграции (во Франции, где его поддерживал Людовик XIV) Яков II совершал якобитские восстания, названные по имени последнего законного монарха-католика. Таких восстаний по Великобритании было около 20. Отдельные выступления имели кратковременный успех, другие сразу на корню терпели поражение. Но надо признать, что Яков II до последнего не оставлял надежды при помощи Франции и Испании вернуться на престол.
Рассматривать династическую битву только как внутридинастические распри между отцом, детьми и зятем — это поверхностный взгляд. То была не только борьба протестантов и католиков в Англии, все было шире. Это надо рассматривать в контексте Аугсбургской коалиции. Последняя представляла собой серию войн в Европе с целью приведения к власти повсеместно католиков, но не протестантов или старокатоликов.
«Славная революция» в Англии, завершившаяся эпохой католиков у власти и положившая начало эре протестантизма, привела к переформатированию международных отношений в Европе.
Стюарты на протяжении 111 лет, что они находились на троне, крепили узы со Страной Басков и Испанией. Больше, чем Стюарты никто не пустил британских корней во Франции. Множество потомков как Якова I, так и Якова II пересекали небольшое водное пространство, разделявшее Страну Басков и Великобританию и сразу попадали на территорию горной страны, где и ландшафт, и формы хозяйствования напоминали Шотландию. Последователи Стюартов до сих пор, хотя династия официально прервалась в 1807 году, имеют законного наследника — князя Франца Баварского.
В словарях в Стране Басков написано, что Ангуло, например, имеют прямые родственные связи с Макдональсами и Мак-Магонами. Ещё ребенком я видел вырезки из французских и испанских газет, где сообщалось об этом. Макдональдсы были маршалами Наполеона, а Патрис Мак-Магон был президентом Франции. Баскский предприниматель, глава Торгово-промышленной палаты Страны Басков (по матери — Мак-Магон) является наследником династии Стюартов.



