20 октября 1916 года произошел взрыв необыкновенной силы на борту второго по значению линейного линкора «Императрица Мария». Считается, что он раздался в артиллеристском отсеке. На самом деле, взрыв был не один, а целых 29. Причем первый прогремел в башне головного орудия, чрезвычайно сильный, остальные 25 — по периметру судна, а 4 — в нижнем отсеке правого борта.
Россия вставала с колен, начинала крупномасштабные боевые действия в Черном море. Вводились новые суда и должны были контролироваться Босфор и Дарданеллы. Ни о каких германских судах, тем более крупнотоннажных и современно вооруженных, как вошедший в Черное море «Бреслау», не могло быть и речи. Русский флот извлек урок из Цусимы.
В 1907 году императору был представлен план военно-морской стратегии Российской империи, согласно которому перевооружение и модернизация флота были приоритетны. «Императрица Мария», названная в честь матери царя, была экипирована по последнему слову техники и выходила из битв победительницей с незначительными повреждениями. Помимо этого были «Екатерина Вторая» и «Александр Третий», которые представляли собой наисовременнейшие типы дредноутов, готовые к победе на море.
И вдруг судно, стоявшее в бухте Севастопольской базы, перевернулось килем вверх и пошло ко дну, унося жизни двух сотен блестящих морских офицеров и личного состава!
Мой дед — морской офицер, выпускник военно-морского училища памяти Николая Первого в Кронштадте, рассказывал мне со слов своего учителя академика Алексея Крылова, возглавившего комиссию по расследованию этого происшествия, что такого быстротечного потопления судна история европейского флота не знала. Чтобы какой-либо корабль, только сошедший со стапелей, полностью модернизированный и готовый к боевым операциям, просто так затонул?!
Последней должностью моего деда была начальник механической роты на флагмане Балтийского флота «Громобой», выпуск 1914 года. Дед был отправлен в гидроавиацию, бывшую в эмбриональном состоянии, а на носу была Первая Мировая война. Морской офицер, участник боевого кругосветного похода, он свидетельствовал о том, что трагедия Цусимы была не случайна и что в российском генштабе заправляли враги империи. Накануне праздника 4 ноября — дня, когда с такими усилиями, в результате такого кровопролития из Кремля были выгнаны поляки и литовцы, и захватническая операция провалилась, хочется вспомнить о величии Российской империи, чье правопреемство взяла нынешняя российская власть.
Последние 2 десятилетия до начала революции — последние десятилетия XIX столетия и первые десятилетия следующие были самыми блистательными в жизни русского флота. Но и враги у него были внутри и за границами империи.
Командующий «Императрицей Марией» с лета 1916 года был вице-адмирал Колчак. Его судьба легендарна, никто не может упрекнуть его в отсутствии патриотизма, любви к родине и преданности своему боевому оружию. Его героизм и отчаянная храбрость легендарны.
Даже враги Колчака, когда его вели на расстрел, были тронуты его стойкостью и несгибаемостью. Как знак высокого уважения к его личности, к его заслугам враги по его просьбе оставили жизнь его гражданской жене Анне Тимиревой.
Колчак много раз отмечал, и об этом свидетельствовали современники и очевидцы, что взрыв «Императрицы Марии», послуживший сигналом всем антирусским силам усилить на неё давление, что в результате и привело к печальному концу. Это было символическое знамение наступающего Армагеддона.
Весь флот был потрясен этим событием, но не дрогнул. Не дрогнул и адмирал Колчак.
Результаты расследования туманны и двусмысленны. Единственный вывод, к которому пришла комиссия — все взрывы были рукотворного происхождения.
Кому это было выгодно? На борту судна был только один немец, Виктор Верман. Он покинул судно за несколько минут до взрыва. По одной из версий, он стоял во главе операции по выводу из строя линкора.
Но в гибели судна были заинтересованы не только немцы, но и все великие державы и члены царствующей фамилии, которые уже тогда, во второй половине десятых годов (особенно после смерти Распутина), стремились к подрыву устоев и смене династии.
Мемуары Деникина и Джунковского говорят о том, что в армии зрел заговор, во главе которого стояли великие князья. Нити вели к великому князю Николаю Николаевичу младшему. Он был назначен Верховным Главнокомандующим сухопутными и морскими силами Российской империи в 1914-1915 годах, пока император Николай Второй не сосредоточил военное управление в своих руках.
В 1917 году великий князь пытался вернуться во главу армии и флота, но его кандидатура не прошла, поскольку он был представителем династии Романовых.



