Главная цель новой проектной политики российского правительства – создать такой план развития Российской Федерации, при котором все процессы, происходящие в приоритетных отраслях, были бы сбалансированы: объемы работ и ресурсы, цели и средства, сроки выполнения работ и качество, возможности и риски. Данная стратегия относится к области управления проектами (project management), о которой говорил премьер-министр РФ Д. Медведев на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 1 октября в Сочи. Для введения эффективного механизма реализации приоритетных проектов правительством был принят ряд мер.
Управление проектами — такой тип управления, при котором управляемой единицей становятся временные проекты, что позволяет более эффективно достигать поставленных целей, чем при постоянном течении процессов. Этот подход уже внедрён в правительства в мире, в том числе в США и Японии. Проект имеет четкие цели и задачи, соответствующие определенным критериям, и сроки выполнения, а продуктом проекта может быть продукция предприятия, результаты научных исследований, решение разных производственных задач и т.п. До 1900 г. проекты управлялись самостоятельно архитекторами, инженерами и строителями. Организации также впоследствии начали применять методы проектного управления к сложным инженерным проектам.
В частности, теперь регионы смогут получать дотации только при условии, если они достигнут определенных показателей экономического развития. При этом размер дотаций регионам будет постепенно уменьшаться, а субъекты федерации обязаны будут наращивать свой экономический потенциал. Обязательства должны быть конкретными (насколько за год будут сокращены дотации, объем инвестиций привлеченных в регион и т.п.). Все регионы, которые продемонстрируют дополнительный экономический рост, получат специальные гранты. В свою очередь, местные власти получат больше свободы по распределению полученных субсидий, и смогут использовать их на первостепенные задачи. При этом, если регион не выполняет поставленные задачи, его дотация будет уменьшена или не увеличена в следующем финансовом году.
Анализ ситуации в субъектах РФ показал, что 39 регионов не в состоянии обеспечивать свои расходы даже после получения ими федеральных средств на поддержание среднего регионального бюджетного минимума. Для решения проблемы принято решение привлечь 1% налога на прибыль со всех регионов в федеральный бюджет с целью его перераспределения обратно регионам после выяснения того, сколько именно средств требуется каждому из регионов для достижения бюджетного минимума. При этом, если поступления в бюджет из региона вырастают по сравнению с предыдущим годом, то этот прирост остается в этом субъекте РФ. В результате поступления 1% налога бюджет РФ пополнится на 117 млрд руб дополнительных доходов, 70 млрд из которых приходятся на всего 5 регионов. 84 млрд рублей пойдут на увеличение фонда финансовой поддержки регионам, который вырастет с 514 млрд руб до 600 млрд руб, а 20 млрд руб будут направлены на увеличение грантов на поощрение регионов. Для сравнения, размер субсидий по грантам в прошлом году — 5 млрд руб. Оставшиеся средства правительство будет возвращать регионам, но в 2017 г. остатки средств будут оставлены в федеральном бюджете.
Таким образом, новый механизм межрегиональной политики позволит сделать максимально прозрачными межбюджетные отношения и повысит эффективность взаимодействия между центром и регионами.
Источники: Официальный сайт Правительства РФ