Сегодня Toyota Motor начинает серийный выпуск своего первого электромобиля на аккумуляторах – Toyota bZ4X BEV. Но в продажу он не пойдет!
Компания предлагает их только в аренду. Такая стратегия, по словам её менеджеров, должна снять опасения будущих водителей относительно срока службы батарей, стоимости при перепродаже. Такой подход вызвал удивление экспертов и потребителей, ведь конкуренты, в частности Tesla, поступают с точностью наоборот, продавая электромобили.
Кроме того, запланированный объем лизинга машин на этот финансовый год лишь 5’000 шт., что эквивалентно количеству проданных в Японии машин Tesla в прошлом году. Все конкуренты, напротив, стремятся продать как можно больше.
Новый электрический среднеразмерный кроссовер bZ4X предлагается в двух версиях – передне- и полноприводной. Первая оснащена одним мотором мощностью 150 кВт, вторая – двумя по 80 кВт.
Пробег на одном заряде для переднеприводной комплектации составляет 559 км, а для полного привода немногим меньше – 540 км. Надо заметить, что у японца энергоэффективность 71 кВт батареи выше, чем у аналогичной Tesla Model X, которая с 75-киловаттным аккумулятором пробегает всего 383 км. Конечно, можно купить Теслу и со 100-киловаттным пакетом, обеспечивающим пробег 523 км, но это уже другие деньги.
Разработчики обещают, что на станции быстрой заправки 80% уровень заряда достигается за 40 минут. От обычной розетки полный заряд потребует 12 часов. Кроме розетки источником питания может служить солнечная батарея на крыше авто – её мощность обеспечивает дополнительные бесплатные 11 км пробега в день.
И главное, деньги. Контракт проката, включающий страховку и ремонт, потребует от клиента расходов в $39’000 за первые четыре года. Досрочный разрыв аренды предусматривает дополнительные расходы клиента.
Продажи электрических машин в Японии пока идут куда хуже, чем в Европе. Они занимают всего 1% рынка новых легковых автомобилей. Тем не менее, рынок быстро растет и иностранные автопроизводители, включая Тесла, планируют массовую экспансию в японские города.
Аналитик CLSA Кристофер Рихтер говорит Reuters: «Все, что затрудняет покупку, очевидно, не очень хорошо. Это стратегия, мне не очень нравится. Она свидетельствует о том, что Toyota воспринимает внутренний рынок как нечто само собой разумеющееся».
Он считает, что так компания рискует потерять свою долю на местном рынке.
За рубежом продавать электромобили Toyota планирует, в Европе уже начался сбор предзаказов, но, когда можно будет купить автомобиль на родине, компания пока не решила.
Отечественные конкуренты тоже пока не спешат.
Nissan, который показал свой первый электромобиль Leaf в 2010 году, обещает сегодня представить свою только вторую модель – кроссовер Ariya. Без учёта госсубсидии её стоимость стартует от $41’500.
Honda в апреле анонсировала выпуск 30 электрических моделей к 2030 году.
Subaru, которая участвовала в разработке Toyota bZ4X, будет продавать машину под именем Solterra. Её производством пока будет заниматься Тойота. Самостоятельно выпускать электромобили компания начнет лишь в 2025 году, когда построит собственный завод в Японии.
Согласно отраслевым данным, в Японии в прошлом году импорт электромобилей с аккумуляторами подскочил почти в три раза до рекордных 8’610 машин. Примерно 60% из них, по оценкам аналитиков, были Tesla.