Традиционализм vs капитализм в российской действительности

Традиционализм капитализм

Никто ещё не определил до конца то, что такое капитализм. Все знают, что такое социализм: Сталин, Мао Цзедун, Пол Пот, Фидель Кастро, Че Гевара, Брежнев, Горбачев и где-то сбоку Жан-Поль Сартр… Определение же капитализма, данное Карлом Марксом, никто не помнит, а почему? А потому, что это определение себя исчерпало и не подтвердилось.

Другое дело — традиционализм. Тут всё понятно: «Семья, родина, работа». Другими словами, традиционализм — это основные традиционные ценности, которые движут человеком уже 2000 лет.

Сегодня как никогда в центре общественной дискуссии находится главный вопрос: что нужно человеку, Человеку с большой буквы, и что нужно обществу, Обществу с большой буквы.

Карл Маркс
Карл Маркс

Начинаются дебаты накануне парламентских выборов 2021 года. Результаты выборов предопределены: победа будет за Единой Россией, и понятно почему. Но, тем не менее, на левом фланге началось движение.

По оценкам научно-исследовательских организаций, таких как ЭИСИ — центра, близкого к Администрации президента, радикализация КПРФ и попытки её идти на выборы вместе с патриотами — не более, чем очередная химера наподобие той, что якобы Зюганов победил на выборах в 1996 году.

Руководство КПРФ не только не хочет радикализации своей партии, общества, оно не хочет и брать власть в свои руки — боится ответственности. А вот перед кем? Ну, не перед народом же, конечно, а тогда перед кем? Хороший вопрос, не правда ли?

Геннадий Зюганов
Геннадий Зюганов

Об этом много написано, сказано, но лучше, чем сказал один мой знакомый известного французского университета, сказать невозможно: «Самый лучший проект Кремля сегодня — это не Навальный*, а Зюганов, потому что он никогда не предаст — это старая советская школа, тип партаппаратчика, который знает, что такое быть частью номенклатуры. А Навальный* — нет».

Строительство капитализма по советским лекалам — это самое чудовищное, что можно себе представить из всех мыслимых и немыслимых социальных экспериментов последних 200 лет. Это что-то наподобие камбоджийского варианта Пол Пота и Иенг Сари, но только наоборот.

Посудите сами, капитализм по форме, но с советской начинкой внутри — это что-то невероятное. Некоторые утверждают, что на самом деле — всё наоборот: советская оболочка, а внутри капиталистическая «клубничка». Как бы там ни было, скрещены две прямо противоположные, никогда не способные найти гармонию начинания: справедливость и корысть.

Сверху сидит некто, напоминающий известный персонаж из русских сказок, который свистел из дупла дуба так, что целые армии и когорты воинов слетали со своих лошадей вместе с доспехами. Не помню точное название персонажа: то ли Соловей, то ли Ястреб, то ли Орёл-стервятник, но это был кто-то, кто умел хорошо свистеть.

Соловей-разбойник
Соловей-разбойник Николая Рериха

Создана удивительная модель капитализма, конечно же, народного, где народ имеет доступ ко всем благам и где уровень жизни настолько высок, что о нём можно прочитать в газетах.

Я понимаю академиков-теоретиков-рыночников конца 1980-начала 1990х годов, стремившихся создать конкурентную среду в нерыночном хозяйстве. Нужно было отпустить цены и создать прослойку богатых и сверхбогатых предпринимателей, чтобы показать возможность социально-экономического лифта и продемонстрировать возможности капиталистической либерализации. Все эти идеи известны от «царя Гороха». Это знают старшеклассники школы и первокурсники ВУЗов.

Не надо было приглашать ни представителей Джеффри Сакса, ни сотрудников Саломон Брозерс, чтобы понять, что надо было делать с советской экономикой эпохи Горбачева. Надо было убрать Горбачева с его командой и поставить во главе экономики добросовестных менеджеров и предпринимателей. А что было сделано — мы знаем.

Как в песне поётся, «в результате пострадал наш советский кинозал». Но народ-то ни при чём; он видит, понимает, грустит и скрежещет зубами до первого зажжения «красной лампочки», а это уже, видимо, недалеко. По некоторым прямым и косвенным признакам, брожение достигает своего апогея и вся властная химера улетит в бездну как в произведении Ф. Буанаротти «Заговор ради справедливости».

народные протесты
В обществе начинается брожение против этой системы, причём не только в России

Почему нельзя было создать пусть и капитализм, но с человеческим лицом — это вопрос, на который невозможно дать полноценного ответа. Таких возможностей было несколько, главная из них — никакого противоречия между old money и криминальными нуворишами на предмет создания конкурентной среды в экономике не существует. Почему нельзя было старую гвардию и потомков обездоленных и ограбленных добросовестных владельцев имущества поставить во главе экономики и провести, как это было сделано во всех случаях возвращения власти, полномасштабную реституцию?

А теперь что будет: создан класс олигополии, который так же опорожнят, как и предыдущие классы до 1917 года, а на следующем витке истории уже эти олигархи будут требовать восстановления справедливости на предмет своих прав добросовестных владельцев. Так как вы думаете, кому в первую очередь будут всё возвращать? Конечно же, тем, которые стяжали славу и честь своей стране, науке и истории, а не тем, у которых за плечами две-три «ходки» и полный рот золотых зубов.

Поверьте, история расставит все точки над «i». Может быть, пройдут сто или двести лет. Моя мама считала, что должно пройти два непоротых поколения, чтобы наступило прозрение, поэтому власти будут делать всё, чтобы порка продолжалась до бесконечности. Они это понимают как никто; у них нет в загашнике другого инструмента.

Ну, не думаете же вы, что они впрямь собираются кормить своё население? Хотели бы — накормили бы уже давным-давно, да ещё одели бы и обули, сделали бы здоровыми и дали бы свободно путешествовать по миру. Единственный инструмент, которым они реально овладели — это порка, потому что их предков 300 лет пороли каждую субботу на конюшне и они теперь мстят всем и вся, а другой мысли (более креативной) у них нет. Почитать что-то, пусть даже Жана-Поля Сартра, им лень. Надо давать распоряжение своим клевретам, откуда куда переводить деньги: из Панамы в Бейлиз или из Швейцарии в Андорру.

Растёт армия академиков-теоретиков, и ещё не разогнали Российскую Академию Наук, но их всё равно никто не слушает и не уважает.

Начинается этап глубинного брожения общества, который не выльется ни в какие новости на парламентских или иных выборах. Единственное, что может изменить характер общества — это экономическая модель. Социально-экономическая ситуация в обществе ухудшается, будет придумана очередная напасть — что-то вроде пандемии. В США допустили взрыв двух башен-близнецов, японцы — Фукусиму I, «заговор немых» придумал коронавирус, а что дальше?

Забавно читать теоретиков постглобального капитализма типа Билла Гейтса, которые считают, что все эти глобальные неприятности — всего-навсего прелюдия к переселению большой части населения Земли на ближайшие к ней планеты: Венеру, Марс, Сатурн. Ну что ж, поживём-увидим…

* — Алексей Навальный включен в список террористов и экстремистов

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку