Цикл лекций о начале XX в. в Царском селе начнётся с масонов

Leonid Kudzeevich

07 октября 2017 года в Ратной палате Царского села начнётся цикл из пяти лекций, посвящённый началу XX века, периоду от начала Первой мировой войны до революции 1917 года. Он откроется рассказом о новых масонах – спорном и притягательном явлении русской истории.

Лекцию-открытие прочтёт старший научный сотрудник Государственного музея политической истории России Леонид Кудзеевич (на фото), и она будет посвящена роли масонов в революции 1917 года.

В интервью культурно-политическому журналу «Э-Вести» лектор вкратце рассказал о том, кем на самом деле были и стали масоны.

ЭВ: Леонид, скажите, пожалуйста, если центральной темой Вашей лекции стали масоны, то значит ли это, что теме масонов посвящена Ваша научная деятельность?

Кудзеевич Л.: Участие российских масонов в революции 1917 года – одна из тем, которыми я занимаюсь в музее. В 2006 году я делал выставку к 100-летию рождения масонства в России, у меня много отработанного материала. Поскольку сейчас в «Царском селе» идёт цикл лекций по истории 1917 года, меня попросили прочесть лекцию о масонстве в свете событий времени революции.

ЭВ:Обыватель сегодня полагает, что масоны — это из серии теории заговора. Как ученый, скажите, если очертить место масонства в современной жизни, какую оно играет роль сегодня?

Кудзеевич Л.: Масонство — это реально существующее историческое явление. Главный миф, который существует в сознании обывателя – это то, что есть всемирное масонство. Это не так, оно различается в разных странах. 

Всемирна только сама идея этого учения, или этой религии – масонство определяется по-разному. Но в плане организации у масонских лож не существует никакого единства. Это достаточно большой конгломерат разных организаций. Есть очень крупные организации, условно назовём их англо-саксонской и франко-романской, и множество более мелких организаций. Масонов можно сравнить с социалистическим движением, или коммунистическим, или церковным — в плане организации это то же самое.

То есть, масонские организации территориально рознятся по вариантам учения и правилам, всё это очень зависит от конкретной страны. В России вроде бы есть какие-то организации, но они малозаметны и, как правило, заняты культурно-образовательной, благотворительной деятельностью.

Напрямую в политике масоны не участвуют. Но, с другой стороны, в них входит значительная часть элиты, и косвенное влияние они оказывают.

ЭВ:Скажите, пожалуйста, масонство – это объединение политически значимых людей, или эта структура охватывает разные слои общества?

Кудзеевич Л.: В принципе, членом масонской организации может быть абсолютно любой. Для периода XVIII-XIX веков демократичность этого явления была очевидной. Тогда в одной ложе могли быть и дворяне, и купцы, и учителя, и врачи, и все были более-менее на равных.

Демократичность ложи зависит от того, сколько масонов в регионе. Если это небольшой город, где всего лишь одна ложа, то здесь все будут вместе. Если город крупный и в нём можно создать несколько лож, то люди в них собираются по своим групповым интересам, некоторое расслоение таким образом появится.

ЭВ:Каким был вклад масонов в русскую революцию? Это они подбили большевиков?

Кудзеевич Л.: Большевики были в стороне от масонства. И многочисленной масонской организации в России вообще не было. Известно, что несколько русских было принято в английское масонство, но нет сведений о том, была ли у них ложа.

В 1906-1908 годах масонская организация действительно появилась в России, но она принадлежала к французской ветви, которую, скажем, англо-саксонская не признавала как настоящих масонов. Несколько политиков были приняты во французскую масонскую организацию. Один из них — В. Н. Некрасов, член Центрального Комитета Конституционно-демократической партии и товарищаминистра-председателя Временного правительства.

На 1917 год масонской организации в России не было, российская ложа прекратила работу в 1910 году. С ней было связано несколько скандалов, все боялись разоблачения. Придумывают много разных версий, якобы кто-то с кем-то поговорил, какой-то француз-масон-иностранец в этом участвовал… Но таких теорий можно придумать много.

Как правило, когда говорят о влиянии масонов в России, имеют в виду немного другое. После того, как официальные ложи в России закрылись, часть их членов создала закрытую организацию «Великий восток народов России» (ВВНР). Эта организация приняла масонскую форму, но по сути была чисто политической. ВВНР – это тайная платформа для общения политиков, куда входил весь спектр политических сил, от кадетов до левых эсеров. Они вели межфракционные, межпартийные переговоры, и пытались каким-то образом координировать свою деятельность по борьбе с абсолютизмом и правительством.

Эта ситуация возникла оттого, что отсутствовала реальная возможность для легальной политической борьбы. Причём высшие, наиболее популярные члены этих партий не входили в организацию. Сильного влияния на деятельность какой-либо политической партии ВВНР тоже не мог оказывать. Как только после февраля 1917 года стала возможной открытая политическая борьба, организация фактически развалилась, и все партийные деятели стали преследовать интересы только своих политических партий, поскольку общая цель у них в тот момент уже исчезла.

ЭВ: Не из французского ли масонства проистекает такое сильное влияние французской революции на русскую?

Кудзеевич Л.: Нет, это совсем другое. Со стороны французской революции было образное, культурное, идеологическое, идейное влияние.

Во Франции у власти были социалисты. Поэтому, естественно, они поддерживали контакты с российскими социалистами. Но это уже другой план.

ЭВ: Насколько тема масонов разработана в российской историографии?

Кудзеевич Л.: Масоны с точки зрения истории достаточно хорошо изучены. В России есть крупные учёные: Виталий Иванович Старцев, Андрей Иванович Серков, есть ещё несколько исследователей, которые серьёзно занимаются этой темой и пишут о масонстве.

Но дело в том, что сохранилось очень мало документов по событиям столетней давности. Масоны боялись охранки. Есть воспоминания отдельных членов, но, как воспоминания, они грешат неточностями и искажениями.

В принципе, все известные факты неоднократно изложены, воспроизведены, осмыслены в разных вариантах. И пока новых источников не появится, ничего нового сказать будет нельзя.

***

После масонов в Ратной палате Царского села можно будет познакомиться с другими важными аспектами отечественной и мировой истории.

22 октября д.и.н. проф. Вадим Михайлов (Санкт-Петербургский госуниверситет аэрокосмического приборостроения) расскажет об участии болгар в Первой мировой войне. Как известно, Болгария была членом противоположного военного блока, но участие страны в войне не было однозначным.

Военная тема будет раскрыта с медицинских позиций. Медик Виктория Палагнюк 11 ноября расскажет о дневниках своего коллеги – военно-полевого хирурга В.А. Оппеля.

25 ноября научный сотрудник «Царского села» прочтёт лекцию о наградах Болгарии, Румынии, Греции.

10 декабря д.и.н. проф.Санкт-Петербургского университета (СПбГУ) Андрей Павлов раскроет вопрос взаимоотношения России с союзниками по военному блоку – Антанте.

Поделиться с друзьями
Subscription