У Британии есть свои «Помпеи» — деревня Муст-Фарм

У Британии есть свои «Помпеи» — деревня Муст-Фарм

Итальянские Помпеи — город, погребённый под слоем пепла при извержении вулкана Везувий, — это пример, когда людская трагедия стала подарком будущим поколениям, сохранив в мельчайших деталях быт и предметы двухтысячелетней давности. В Британии есть свои «Помпеи» — деревня Муст-Фарм (Must-Farm), которая рассказывает о жизни людей Бронзового века.

Лето, 2850 лет назад. Деревню на сваях, расположенную над медленно текущей рекой, которая петляет по заболоченным землям восточной Англии охватывает пожар. Кучно расположенные круглые дома, построенные из дерева, соломы, торфа и глины мгновенно сгорают.

Жители, основавшие этот посёлок лишь 9-ю месяцами ранее, бегут, оставляя все свои пожитки, включая деревянную посуду с недоеденной кашей. Нет времени спасать и подросших ягнят, которые попали в огненную ловушку, они сгорают заживо.

Этот яркий и пронзительный снимок, сделанный археологами, некогда процветающей общины в Британии позднего бронзового века, известной как Муст-Фарм, недалеко от нынешнего города Питерборо.

На днях исследователи опубликовали двухтомную монографию, в которой описываются их кропотливые раскопки стоимостью 1.4 миллиона долларов в графстве Кембриджшир.

Этот пожар стал ужасной потерей для жителей и подарком археологам. Местные болота так хорошо сохранили покинутую деревню, что её прозвали «британскими Помпеями».

«На типичных раскопках бронзового века, если это дом, у вас, вероятно, есть около десятка отверстий от столбов в земле, и это просто чёрные тени того места, где он когда-то стоял. Если вам действительно повезёт, вы получите пару черепков керамики, возможно, яму с кучей костей животных. Но здесь было всё по-другому. Это было просто невероятно», — делится впечатлениями археолог Крис Уэйкфилд, член экспедиционной команды Кембриджского университета, которая проводила раскопки на этом месте в 2016 году.

Иллюстрация художника о том, как, возможно, выглядели круглые дома внутри.
Иллюстрация художника о том, как, возможно, выглядели круглые дома внутри.

«Все следы от топора, придавшего нужную форму дереву, все они выглядели свежими, как будто кто-то сделал их на прошлой неделе», — добавляет он.

Замечательно сохранившееся место раскопок и его содержимого позволило археологической группе по-новому взглянуть на общество бронзового века — находки, которые переворачивают нынешнее представление о том, какой была повседневная жизнь в Британии в 9 веке до нашей эры, за восемь столетий до прихода римлян сюда.

Здесь обнаружен квадратный пассаж и четыре круглых дома, которые возвышались примерно в 2-х метрах от дна реки и окружены 2-метровым частоколом с заострёнными концами.

Быт Бронзового века

Археологи полагают, что поселение было в два раза больше. Однако разработка карьеров в 20 веке уничтожила все остальные артефакты.

Несмотря на то, что оставшиеся здания и их содержимое обуглились от пожара, они чрезвычайно хорошо сохранились в лишённом кислорода болотном иле. Здесь найдено множество деревянных и текстильных изделий, которые редко встречаются при археологических раскопках. Все оставшиеся улики рисуют картину тёплого домашнего уюта и сравнительного изобилия.

Найдены 128 керамических артефактов — кувшины, миски, чашки и кухонная утварь. Анализируя их, учёные заключили, что когда начался пожар, 64-я горшками пользовались. Было обнаружено несколько аккуратно вложенных друг в друга горшков. Найденный текстиль, изготовленный из льна, был мягким, бархатистым на ощупь, с аккуратными швами и подолами, хотя идентифицировать сами предметы одежды было невозможно.

В раскопках этого места в 2016 году участвовала команда из 55 человек.
В раскопках этого места в 2016 году участвовала команда из 55 человек.

Деревянные артефакты включали шкатулки и чаши, вырезанные из ивы, ольхи и клёна, 40 веретён, многие из которых были с намотанными на них нитками, различные инструменты и 15 деревянных вёдер.

«Одно из этих ведер… на его внешней стороне дна было множество следов порезов, поэтому мы знаем, что люди, жившие на кухне бронзового века, когда им нужна была импровизированная разделочная доска, просто переворачивали это ведро вверх дном и использовали его в качестве разделочной поверхности, — сказал Уэйкфилд. — Это те маленькие моменты, которые складываются воедино, давая более богатую и полную картину того, что происходило».

Пожар

Обстоятельства того происшествия до сих пор остаются загадкой. Исследователи полагают, что пожар случился в конце лета или начале осени, поскольку останки ягнят показали, что животным, которые обычно рождались весной, было от трёх до шести месяцев.

Однако, что именно вызвало разрушительный пожар, остаётся неясным. Возгорание могло быть случайным или начато намеренно. На месте раскопок найдена стопка копий длиной более 3 метров — войны в то время были обычным явлением. Команда работала с судебно-медицинским следователем по пожарам, но в конечном счёте не смогла найти конкретную улику «первой искры», указывающую на причину.

«Археологический объект во многом похож на головоломку. На типичном объекте есть 10 или 20 фрагментов из 500, — поясняет Уэйкфилд. — Здесь у нас было 250 или 300 фрагментов, и всё же мы не могли получить полную картину того, как возник этот большой пожар».

Новый взгляд на общество Бронзового века

Содержимое четырёх сохранившихся домов было «удивительно последовательным». В каждом был набор инструментов, включавший серпы, топоры, долота и ручные бритвы, используемые для стрижки волос или ткани. Площадь самого большого из них составляла почти 50 квадратных метров, и в каждом из жилых помещений, по-видимому, были отдельные зоны аналогично комнатам современного дома.

Текстиль, изготовленный из льняного полотна, был одной из редких находок.
Текстиль, изготовленный из льняного полотна, был одной из редких находок.

«Нанеся на карту расположение всех этих находок — горшков, ткацких станков, инструментов и даже овечьего помета, археологическая группа реконструировала логику использования пространства в домах, — говорит профессор поздней доисторической истории Великобритании Майк Паркер Пирсон из Института археологии Университетского колледжа Лондона. — Кухонная зона находилась на востоке, складские помещения и ткацкая мастерская — на юге и юго-востоке, загон для ягнят и спальная зона — на северо-западе, хотя мы не знаем, где был дверной проем в каждом доме».

При этом не все предметы носили утилитарный характер. Например, 49 стеклянных бусин и несколько янтарных, видимо служили украшением. Археологи также раскопали отполированный женский череп, возможно, на память о потерянном любимом человеке. Некоторые из найденных предметов будут вскоре выставлены на выставке «Знакомство с фермой Муст, поселением бронзового века» в музее Питерборо.

Анализ биологических останков рассказал, какой едой питалось те люди. В глиняной миске сохранилось последнее приготовленное блюдо — каша из пшеничных зёрен, смешанная с животным жиром. Химический анализ мисок и кувшинов показал следы мёда с олениной, что позволяет предположить, что люди наслаждались олениной, глазированной мёдом.

Древние экскременты, найденные ниже по течению, свидетельствуют, что община держала собак. А окаменелые человеческие экскременты, или копролиты, показали, что по крайней мере некоторые жители страдали от кишечных червей.

Жители деревни занимали это место лишь короткое время, но они владели многими богатыми и разнообразными предметами и пользовались ими.
Жители деревни занимали это место лишь короткое время, но они владели многими богатыми и разнообразными предметами и пользовались ими.

Мусорные и навозные кучи — важный свидетель для археолога — по их высоте учёные выяснили, что посёлок был построен за 9 месяцев до катастрофы.

Вторым доводом в пользу такого вывода стала древесина, использованная при строительстве. Большая её часть была несезонной, она была сырой и не высохшей после рубки.

«Третий довод, — говорит Уэйкфилд, — отсутствуют те виды насекомых и животных, которые ассоциируются с обитанием человека. Проходит совсем немного времени, и жуки начинают заползать внутрь… но нет никаких свидетельств этого ни в одном из более чем 18’000 бревен».

Удивителен и тот факт, что поселение с его богатым и разнообразным скарбом использовалось всего год. Это переворачивает взгляд на быт Бронзового века.

Вероятно, общества того времени были менее иерархичными, чем традиционно считалось.

«Мы видим здесь накопление ценностей не за всю жизнь, а всего за год — отмечают авторы в своём отчёте. — Это говорит о том, что такие артефакты, как бронзовые орудия труда и стеклянные бусы, были распространены чаще, чем мы себе представляем, и что их доступность на самом деле не была лимитирована».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку