Король Дании и Норвегии Ханс (1455-1513, правил с 1481 года) был ярким и целеустремлённым представителем Ольденбургской династии герцогов Шлезвиг-Гольштейна, которая оставила такой яркий след в истории России. Кстати, именно этот король установил дипломатические отношения с нашей страной в 1493 году, в период правления Иоанна III. Но его основные цели были другими — всю свою жизнь король Ханс укреплял свой трон и стремился упрочить влияние в Скандинавии.
Одним из основных партнёров, с которым он «работал» по достижению этой цели, был регент Швеции Стен Стуре Старший. Влияние этого человека в регионе было огромным, и успешная конкуренция Швеции создавала препятствия на пути датского доминирования в Скандинавии, а также в торговле на Балтийском море.
Россия была лишь винтиком в этой политике — наживкой, которую он предложил проглотить своему конкуренту, всячески разжигая русско-шведский спор за торговые возможности с ганзейскими купцами. Так началась Русско-шведская война 1495-1497 годов. Война закончилась ничем, но помогла ослабить Ганзу и одолеть Стена Стуре Старшего, который в 1497 году сложил с себя регентство и уступил позиции королю Хансу. Последний стал также королём Швеции Юханом II.
Но летом 1495 года такой исход противостояния ещё не был очевидным, между конкурентами шли долгие беседы на дипломатическом уровне. Они обменивались не только враждебными делами, но и подарками. Один из этих подарков, плывших от короля Ханса к Стену Стуре на корабле Грибшундене, и был обнаружен датскими учёными.
Пушки, кольчуги, арбалеты, деревянная носовая фигура, изображающая мифическое существо, похожее на крокодила, пожирающего человека, и многое другое отправилось к могущественному vis-a-vis, из Копенгагена в Кальмар. Этот «клад» стал самым крупным из тех, что находили в последние столетия.
Но там оказалось ещё кое-что, что, по мнению короля Ханса, могло произвести впечатление на соперника: бочка с кусками двухметрового атлантического осетра, прекрасно сохранившимися через века. Низкий уровень кислорода и соленость вод близ шведских берегов, отсутствие разрушающих дерево организмов позволили учёным извлечь лакомство в том состоянии, когда можно изучить рецепты консервации рыбы 500-летней давности.
В Средневековье осётр, как и сегодня, был ценной рыбой. Использовалось не только рыбье мясо, но и рыбий жир, икра, кожа, визига, плавательный пузырь. Подарок короля Ханса ставил задачу не просто побаловать соперника, но и поразить его: «Этот осетр был инструментом пропаганды, как и «клад» на корабле, — пояснил Брендан П. Фоули, археолог, который координировал исследование, — Все, что находилось на этом корабле, служило политической функции».
К сожалению, этот ценный дар Стен Стуре так и не смог попробовать: когда флагман королевского флота Дании Грибшунден находился у шведского города Роннеби, на его борту вспыхнул пожар, в результате чего он потерпел кораблекрушение. Почти все из 150 членов экипажа погибли.
Зато остатки подарка в основном сохранились и стали настоящим кладом для учёных, которые изучают его начиная с момента обнаружения в 1970-х годах, открывая всё новые и новые подробности.