Пабло Иглесиас Поссе — лидер начала прошлого века — сказал: «Врагами испанского народа являются не марокканцы (тогда шла войны в Марокко — прим. ред.), а правительство». В ту пору (это 1910 год) Пабло Иглесиас Поссе, лидер испанских социалистов, стоял во главе несистемной оппозиции в Испании.
Страна недавно лишилась своих последних колоний (Кубы, Филиппин, Пуэрто-Рико) и перестала быть «великой империей, где не заходило солнце». Она из последних сил вела несправедливую войну за последние «клочки империи» в Северной Африке, так называемую Рифскую войну. Лидер испанских социалистов, не входя в ту пору в парламент, вёл непримиримую войну с консерваторами во главе Антонио Маура за то, чтобы испанские солдаты больше не гибли нигде и ни за что, в том числе за последний оплот Испании на территории Марокко.
А. Маура, наоборот, выступал за продолжение войны, хотя и понимал её безрезультатность. У него была цель сохранить статус Испании как империи, а какая империя может быть без колоний? Это были атавизмы и рудименты колониальной ментальности XIX века. Века, который заканчивался. Начинался бурный XX век, стоивший неисчислимых жертв испанскому народу, и одновременно целой серии социальных катаклизмов, уроки которых мы изучаем и поныне.
Пабло Иглесиас Поссе возглавлял социалистическую партию с момента её создания и вплоть до вхождения Испанской Социалистической Рабочей Партии (ИСРП) в качестве главной оппозиционной силы в парламент — кортесы. История повторяется дважды: в первый раз — как драма, второй — как трагедия. Так говорили философы.
Сегодня полный тёзка лидера испанских социалистов начала прошлого века привёл свою несистемную оппозицию уже не в парламент, а в правительство; уже не в качестве просящего уступок со стороны правящего класса, а в качестве полноценного и весомого политического автора ведущей политической силы страны.
Уроки истории не проходят даром. Знающий прошлое управляет будущим.
История тех лет, о которых мы начали говорить в начале статьи, изучена, проанализирована и принята во внимание. Несистемная оппозиция является частью системы и влияет на неё. Влиять означает руководить и формировать политический процесс.
Важнее, чем задача повышения социально-экономического благосостояния населения, сегодня в Испании не существует. Посудите сами: главный постулат идеологов Европейского Союза — вывести страну (за счёт всех стран, вместе взятых, используя их внутренние ресурсы и эндогенный потенциал) на путь быстрого экономического роста и модернизации экономики. Только суммируя, соединяя общие экономические ресурсы и экономический потенциал народов европейского континента можно кратно увеличить в исторически короткие сроки благосостояние своего населения.
Испания, как никакая другая страна, понимала это. И именно по этой причине она имела самый длинный период подготовки к вступлению в ЕС — 8 лет. Даже маленькая, немощная Греция — и та меньше была страной-кандидатом в ЕС.
Все попытки послевоенного периода, включая период так называемого ускоренного развития, получивший в испанской научной литературе наименование «дессаролизма» (от испанского «дессарольо» — развитие, прим. ред.), проходивший в 1959-1964 годы с открытием новых сегментов экономики (например, туризма авторством бывшего министра развития туризма и информации Мануэля Фрага Ирибарне), не имел аналогов.
Задача быстрого, ускоренного роста благосостояния населения была достигнута и реализована вполне. Испания, вступив в ЕС (за первые 10 лет пребывания в этой политико-экономической группировке), обеспечила благосостояние своему населению в несколько раз больше прежнего. По подсчётам экономистов,если бы страна не вступила в эту организацию, то тот уровень благосостояния, который она себе обеспечила, вступив в неё, она бы себе могла при самом благоприятном развитии событий обеспечить не менее, чем в течение полувека.
Одним словом, вступление страны в ЕС — это был тот самый исторический шанс, который Испания использовала в полной мере. Но сейчас, в первой трети XXI века, происходит явная недоработка, недоуспех для Испании как члена ЕС, Все резервы, которые имеет Испания в качестве члена ЕС, не задействованы. Для этого надо менять всю модель экономического развития. Обратите внимание, что уже многие страны — члены ЕС — прошли этот путь, и за 50 лет уже не раз изменили свою модель экономического роста.
Этот путь, помимо Германии, прошли практически все Скандинавии, и даже некоторые страны Европы, например, Португалия. Эта небольшая европейская страна за счёт вложений в НИОКР, практически не обладая природными ресурсами, вырвалась вперёд, обеспечив себе долгосрочное инновационное развитие. Сейчас неё самые высокие показатели темпов экономического роста.
Если суммировать все эти действия, то ситуация выглядит так: страны учли свой опыт пребывания в ЕС и благодаря своим национальным особенностям (каждая страна по-своему) совершают качественный рывок всегда, когда у власти находятся либо социал-демократы, либо левоцентристы.
Это в полной мере относится и к соседней Португалии, к Франции и даже Италии. Обратите внимание, что нынешний рост экономики в Греции тоже был заложен непродолжительным пребыванием у власти левой партии Сириза Алексиса Ципраса.
Возвращаясь к началу статьи, хочется провести следующую параллель: нет пророка в своём отечестве. На самом деле, всё необходимое для того самого качественного скачка, о котором мы говорим, в современной Испании есть: светлые головы учёных и экспертов, производительная база, развитые производственные отношения, обновлённый основной капитал. Есть, наконец, те силы, которые готовы обновлять и модернизировать устаревшую, заскорузлую и закостеневшую старую экономическую модель.
Коллективный Пабло Иглесиас Поссе — Педро Санчес и Пабло Иглесиас (Подемос) — неминуемо дадут тот самый результат, на который так рассчитывало испанское общество в начале прошлого века. Много воды утекло с тех пор, но задачи те же: рост благосостояния народа и переход с путей догоняющего развития на рельсы опережающего.
В заключение следует отметить, что мелочей, случайностей и совпадений в истории не бывает. Пабло Иглесиас Поссе — это предвозвестник, своего рода Иоанн Предтеча испанского модернизма, в то время как Педро Санчес и Пабло Иглесиас — это два «апостола», которые поведут сегодня нацию слушать свою «Нагорную прововедь». Самое главное — они знают, куда вести свой народ: через пустыню. Но это не будет 40 лет скитаний. 100 дней пребывания правительства у власти не за горами. Зажжётся красная лампочка тогда, когда будут выполнены основные обещания, сделанные в момент инвестидуры в парламенте.