31 августа 2022 года весь мир облетела новость, снова поставившая Россию в эпицентр мирового внимания. Днём ранее ушёл из жизни человек-эпоха — Михаил Горбачев.
Что бы мы ни говорили, что бы мы не делали — мы живём в мире Иммануила Канта и в эпоху Горбачева, нынешняя Россия есть отрыжка от неё.
Почему отрыжка? Потому что возлагавшиеся на Горбачева надежды он не смог и не был способен воспроизвести в силу своих личных качеств, прежде всего, необразованности и негосудаственнического мышления (отсутствия способности управления государством).
Я прекрасно помню март 1985 года, когда после ужасов и кошмаров: посадок, расстрелов, гонений во всех сферах социальной жизни, отсутствия необходимых жизненно важных ресурсов (например, способность коммуникаций между людьми разных стран) вдруг благодаря усилиям Андропова к власти пришёл «образованный человек из народа», комбайнер из Ставрополья. Ему приписывалось, что он якобы не был испорчен столичными коридорами власти, был близок к народу, понимал его и грезил реформами в пользу народа.
Жёстко контролируемая советская пресса (в основном через журналы для интеллектуалов) давала понять интеллигенции и всему обществу, что обман хрущевской оттепели не повторится. Мол, на этот раз начнутся настоящие реформы, и социализм, наконец, приобретёт свой истинный облик — «человеческое лицо».
Это лицо мы видим каждый день на экранах телевизоров и на страницах газет и журналов. Как в том самом анекдоте про чукчу, который приехал домой в стойбище после съезда партии и сказал: «Я видел этого человека!». Лозунг на съезде гласил: всё ради человека, всё во имя человека.
Жестко пирамидальная структура власти установилась в России после 1917 года при отсутствии альтернатив в социальной сфере. Это произошло потому, что главный оппонент власти — крестьянство, был обезножен — у крестьянина отняли землю и закрепостили как до отмены Юрьева дня. Сформировалась жёсткая партийно-полицейская система, зависящая от чиха султана и моргания век главного визиря в Диване.
Система существует в России вторую сотню лет. Никаких перспектив к изменению её не существует. И сейчас, как только что-то зашатается, начнётся спецоперация на Алеутских островах. Неумение управлять разнородным обществом подталкивает верхатуру не только к работе над стандартизацией мышления людей, но и к эффективному проверенному временем ресурсу — репрессиям в отношении инакомыслящих.
Вчера заместитель руководителя Совбеза заявил, что приветствует решение ЕС не выдавать туристические визы россиянам и добавил: «Чем скорее они это сделают, тем лучше», давая понять, что он-то сделал бы это ещё раньше, но не хочет брать за это ответственность на себя.
Кто виноват в том, что Михаил Горбачев умер сейчас, а не в 2020м году, когда было объявлено, что его жизнь под угрозой из-за ковида?
Горбачев — противоречивая фигура. Вольно или невольно он стал автором страданий, которые с завидной регулярностью обрушиваются на восьмую часть суши четвёртый десяток лет. От нерешительности, безволия, недееспособности и профнепригодности одного человека страна поражена болезнью страшнее ковида — язвой власти.
Рецепт и диагноз, как это изменить, не дадут марксисты, поскольку их методология анализа не подходит для решения проблем. В России нет буржуазии, нет пролетариата, нет крестьянства и движущих сил ни революции, ни прогресса.
Вовремя не была создана модель управления государством, основанная на общественном контроле, и виной тому — Горбачев. А кончилось всё тем. что над властью не только не осуществляется контроль, но и общество надо воссоздавать заново.
Картинка вроде бы существует — а начинка напрочь отсутствует. И виной тому не кто-нибудь, а султан, который проправил страной свои сакраментальные шесть лет. За эти шесть лет он мог бы вырвать страну из пут оголтелых и озверевших черносотенцев и мракобесов одним только взмахом пера, как в свое время Наполеон одним взмахом треуголки перед гвардией положил всю Европу к своим ногам.
Вместо разборок в гнилых механизмах советского аппарата он должен был всего-навсего создать дееспособный парламент и органы самоуправления на местах, что, кстати, он и обещал.
Моё последнее свидание с выдающимся деятелем СССР было на последнем заседании Фонда Горбачева в его здании, которое вёл Кувалдин. Оно было посвящено вопросам демократизации России, поставленных уже после знаменитых президентских выборов 1996 года. На этих выборах бывший президент также выставил свою кандидатуру, а выиграл их Ельцин.
Интересный факт: как только было заявлено в президиуме, что слово для вопроса и комментария предоставляется мне (заседание вёл Кувалдин) — последний президент СССР почему-то встал из-за стола и ушёл, потому что ему якобы был важный звонок. Как сейчас помню, мой комментарий был адресован лично ему, поэтому бесцветно повис в воздухе и не имел отклика в аудитории…
Эпоха Горбачева завершилась событиями на Украине. Это логичный конец для бесцветной карьеры некогда называвшего себя советским Дэном Сяопином лидера не послужил ни себе, ни людям.