Успехи белого офицера за рубежом: Борис I — царь Андорры

Борис I - царь Андорры

Мало кто знает, что в 1934 году в небольшом европейском государстве произошёл переворот, совершенный белым русским эмигрантом, который (хоть и недолго) пробыл русским царём на европейском троне. А затем он был свергнут.

События, предшествующие описываемому моменту, покрыты мраком. Никто до конца не знает (документальных сведений практически не осталось), откуда появился человек под именем Борис Скосырев. Вероятно, он происходил из малороссийской или прибалтийской дворянской семьи, служил в Белой Армии, а затем нашёл убежище и работу в Великобритании, откуда начал путешествовать по Европе. И вовсе не известно, что было бы, как бы сложилась судьба карликового государства в Пиренеях — Княжества Андорра, если бы авантюра удалась.

Дело в том, что события 1934 года в Андорре развивались бурно и импульсивно. Не будем забывать, что в Европе зарождалась Вторая Мировая война, а Франция и Испания были в зоне интересов германского Рейха. Никому не было дела до событий в небольшом Пиренейском государстве.

Княжество Андорра — совладение двух государств: Франции и Испании. Хотя государство и называется Княжество Андорра, но этим «князем» являются два человека: президент Франции и епископ- аббат монастыря в каталонском городе Сео-де-Уржель (Испания).

В маленьком государстве, населенном 30 тысячами человек, было всё понятно, тихо и безмятежно до 1933 года, когда здесь начались народные восстания. Громы Второй Мировой войны и потрясения соседних государств сюда также не доходили. Напомню, что добраться в столицу Андорры Лавелья не представлялось возможным обычным путём. Железных дорог ни со стороны Франции, ни со стороны Испании не было. Путешественники и грузы в это маленькое государство в Пиренеях попадали только по шоссейным дорогам, а они были перегружены; их пропускная способность была крайне невелика.

Одним словом, аэропланы или «моторы воздушного сообщения» не использовались вообще. Как попал сюда Борис Скосырев со своими единомышленниками и каков был план его захвата власти в Андорре — до конца не ясно, но очевидно, что он имел здесь единомышленников и сторонников. Без них он не смог бы даже сюда добраться.

Первая попытка не удалась — 22 мая был издан приказ о высылке «белого царя» с территории Андорры, изданный главным судьей (распорядителем правосудия) Франции и подписанный также его коллегой епископом.

После этого Борису пришлось уехать из Андорры в изгнание в Каталонию. Отсюда он продолжил «руководить» княжеством, договариваться с претендентом на французский престол герцогом де Гизом и давать интервью прессе, включая британские «Таймс» и «Дейли геральд». С 29 мая по 5 июля он двинулся на Торредембарру, откуда планировал произвести новое наступление на княжество. «Я не имею никакого исторического права на престол. Я делаю это только как рыцарь, потому что отстаиваю права испанцев, проживающих в Андорре». — говорил он.

Чем этот 38-летний авантюрист мог завоевать сердца и разум андоррцев — неизвестно. Но в исторической памяти и в сердцах жителей он остался добрым, прозорливым, целеустремлённым и романтически настроенным красивым мужчиной, прекрасно говорящий и по-французски, и по-каталонски. Дом в Санта-Коломе, где Скосырев жил со своей молодой американской любовницей Флоренс Мармон, сохранился и носит название «Дом русского». Отсюда он и совершал свой знаменитый революционный переворот.

Переворот был совершён мирным путём, и никакого насилия не было замечено. Власти и законодательный орган, состоящих из 9 человек — Генеральный совет Ле-Вальс, признали его своим главой. Борис Скосырев был объявлен царём Борисом I, и ему официально был присуждён титул главы Андоррского государства.

Права жителей были закреплены в составленном им тексте Конституции Андорры, из страны предлагалось создать офшор типа Монако, а также была проведена амнистия. Документы были приняты временным правительством и обсуждались в Испании. Однако появившиеся отряды гражданской гвардии из этой страны 21 июля быстро сместили царя Бориса и восстановили status quo.

До сих пор неизвестно, вступил ли в права французский президент, но испанский епископ — да. Это достоверно подтверждено. Порядок в княжестве был восстановлен, и маленькое Пиренейское государство вновь погрузилось в свою почти средневековую дрёму, пережив катаклизмы Второй Мировой войны.

Франция вскоре попала под протекторат Третьего Рейха, и соправителем Андорры стал то ли глава государства Виши маршал Петен, то ли глава Третьего Рейха Адольф Гитлер. С каталонским епископом было вроде бы всё понятно, но со второй половиной княжеского престола Андорры не совсем.

Поделиться с друзьями
Subscription