В 2023 году спецоперация на Украине продолжится, а в 2024м?

Пару недель назад один крупный западный бизнесмен заверил меня, что конфликт между Россией и Западом (по крайней мере, с Европой) будет в течение пары лет принципиально завершён. Вернее, через полтора-два года со стороны Европы начнутся шаги к улучшению отношений, что выльется в постепенное примирение сторон де-факто, и лет через пять антагонизм сменится на добрососедские отношения.

В обоснование своих умозаключений мой визави привёл мысль, что Евросоюз не сможет прожить без российского газа и будет всячески стремиться примириться с РФ, а элита на Украине поймёт, что вступление в Евросоюз не приведёт к принятию страны в Североатлантический альянс (НАТО), то есть, к её полному включению в вожделенное объединение.

Возможно и хотелось бы в это верить, что это будет так. В пользу радужных, по нынешним меркам, мыслей свидетельствует запланированный рост расходов на оборону в России в 2023 году и их снижение в 2024 году. Об этом пишут, в частности, «Ведомости», опираясь на официальный документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023–2025 годы».

С другой стороны, дополнительные расходы не были запланированы и в бюджете на 2022 год, принятом в октябре 2021 года, поэтому текущие планы отражают не столько определенное будущее, сколько актуальные мысли руководства страны.

Да, пока не видно конца и края взаимным упрёкам и запугиванию, в России объявлена мобилизация, которая сделала подавленной молодёжь страны и подвигла часть её собирать чемоданы. Европейские СМИ всерьёз оценивают возможность применения Россией ядерного оружия на первых полосах своих газет.

В своём обращении к нации В.В. Путин заявил, что Россия в ходе спецоперации противостоит всей военной машине коллективного Запада, управляемого из Вашингтона (США), Лондона (Великобритания) и Брюсселя (Евросоюз). Воинственное заявление, призыв к серьёзной обороне и ужесточение наказания уклонистам и дезертирам, на первый взгляд, предвещает затяжной и серьёзный конфликт.

Тем временем военный бюджет в России увеличился официально на 1.2 трлн рублей — довольно скромную для широкомасштабных боевых действий сумму, в которую эксперт из НИУ ВШЭ Василий Кашин как раз оценивает расходы на спецоперацию на Украине.

Финансирование определяет размах операции (она требует выплат довольствия, закупок обмундирования и т.п.), и его планируемое снижение говорит о постепенном сворачивании боевых действий.

Украинский бюджет растёт на сопоставимые с российскими расходами средства (9 млрд евро правительству страны будет поступать из ЕС, ещё столько же обеспечит тощий украинский бюджет, который наполовину в 2023 году уйдёт в расходы на оборону) и упирается в ограниченную кредитоспособность страны.

Тем временем, расходы на оборону в Евросоюзе вырастут кратно больше — на 200 млрд евро (сумму, в которую некоторые западные эксперты якобы оценивают реальный военный бюджет РФ). Но это может означать не столько и не только ведение войны против нашей страны, сколько подготовку к отражению потенциальной угрозы со стороны, например, Китая.

Военный бюджет любого государства традиционно рассчитывается исходя из оценки расходов наиболее могущественного потенциального противника. И доводить цифру до 200 млрд евро имеет смысл лишь поглядывая на паритет западного и китайского блоков, которому удалось заманить в свои ряды Россию.

Запад стремится к совокупному военному бюджету 800 миллиардов евро, что равно оцениваемому им бюджету Китая, России и их союзников в совокупности. Военная мощь гарантирует мир, ведь глядя на крепкую оборону, противник не будет рисковать нападением на США или ЕС и будет согласовывать с ними решения по внешнеполитическим вопросам.

США уже давно требовали от Европы увеличить расходы на оборону, видя растущую военную силу — Китай, их основного экономического (пока ещё не военного) соперника в мире. Этому противостояла элита европейских стран, не готовых снизить качество и уровень жизни. Теперь случай представился, общественное мнение изменено, и можно, не объявляя восточного партнёра официальным врагом, нарастить силу на случай его неправедных действий.

Впрочем, начиная с 1999 года военные расходы во всём мире росли, и впереди планеты всей свою военную мощь 27 лет наращивал Китай (до $297 млрд на 2021 год, второе место после США). Что есть расходы России (оценка Стокгольмского института международного института проблем мира SIPRI — российский оборонный бюджет $66 млрд) против Китая — восточного гиганта, который и для нашей страны является очень сомнительным другом.

«Дружи с теми, кто далеко, — говорил Конфуций, — и воюй с теми, кто близко». Эту фразу мне пересказал в Поднебесной один милейший местный человек в ответ на вопрос о геостратегических предпочтениях КНР. Глубинная китайская философия противоречит долгосрочному военно-политическому союзу Китая и России, рассматриваемой с Востока как пустующая земля для массового прихода китайских колонистов.

В. Путин в своей речи говорит о желании Запада присвоить российские богатства. Но разве Китай не грезит о том же? Я уверена, что это полностью понимает руководство нашей страны.

В дополнение к пророчеству западного бизнесмена, можно согласиться с ним и привести ещё один аргумент к неминуемому примирению Запада с нашей страной: Вашингтон, Брюссель и Лондон в обозримое время начнут делать всё возможное, чтобы Россия перешла из китайского в западный антикитайский лагерь. Это даже больший стимул к примирению европейских цивилизаций между собой, чем пресловутый российский газ.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку