На Северном и Южном полюсах – в Арктике и Антарктиде — жизнь идёт своим чередом, в том числе международная. Хотя здесь имеются национальные территории России и проживают более двух с половиной миллионов россиян, но глобальное регулирование полюсов неизбежно. И сегодня все вопросы, связанные с проектами Арктической зоны, проходят экспертизу экспертного совета на соответствие как российскому законодательству, так и международному праву.
О международных аспектах сотрудничества в Арктике и Антарктиде мы расспросили крупнейших специалистов региона.
В Арктике государства общаются очень тесно, несмотря на политические разногласия. Основные точки соприкосновения – это решение экологических и научных задач, линия разрыва – это границы.
«Проблемы есть, они существуют, — уточнил генеральный директор Морской арктической геологоразведочной экспедиции (МАГЭ) Геннадий Семёнович Казанин. – У нас на шельфе северного региона произошли территориальные изменения, которые были подписаны в протоколе о 200-милльной исключительной экономической зоне. Этот вопрос решается сегодня на политическом уровне между Норвегией и Россией, шельф был отчасти разделён.
Большая проблема сегодня – это внешняя граница шельфа. Мы подали заявку на территорию по прямой линии от Тикси и в сторону Северного полюса. Россия обладает мощной технической базой в виде ледоколов, в 2014 году мы провели геолого-физические исследования акватории большой площади, сегодня они поступили в ООН от наших институтов. Это тоже является большой поддержкой, потому что должна быть доказательная база. Процесс идёт.
Кроме этого, есть большая проблема с рыбной отраслью, где образовались «ничейные» анклавы, на территории которых находится рыба. Наши органы пытаются решить возникшие проблемы, чтобы не было незаконного вылова малька этой рыбы».
Самая больная проблема – это кадры. «Сегодня мы работаем над тем, чтобы привлечь на Север тех людей, которые могут там работать и которым это интересно для дальнейшего развития нашей страны», — поделилась депутат ГД РФ Валентина Николаевна Пивненко.
Знаменитый исследователь Арктики Артур Николаевич Чилингаров рассказал, что на Северном полюсе успешно реализуются экологические программы: «была программа очищения Арктики, работа по программе продолжается и будет продолжаться во всех регионах, — говорит он, — Сегодня остров Александры – экологически чистый, а Антарктида – заповедная зона…
Главное – это то, что государство сегодня занимается Арктикой».