Культурно-политический журнал «Э-Вести» является скорее сторонником цифровизации экономики, чем её противником. Безусловно, цифровизация — один из ресурсов экономического роста. Но мы отдаём себе отчёт в том, что оцифровка данных и их дальнейшее использование таит в себе неожиданности и может быть чревата серьёзными последствиями для граждан и государства в целом. Тем более в том виде, в каком она осуществляется.
Как рассказал сегодня депутат Госдумы РФ Андрей Свинцов на конференции агентства «Событие» «Работа с персональными данными: новые правила безопасности в цифровом мире», российское государство возьмёт на себя ответственность за создание единой базы, координировать же эти данные будет Налоговая служба – ФНС России. Хранение и обеспечение безопасности данных будет осуществлять также государство. По словам депутата, «ему легче и проще создать мощный единый агрегатор и его контролировать».
Таким образом, налицо мощный тренд на огосдударствление системы персональных данных. Отчасти он объясним и даже необходим — Единая база данных появится не взамен существующих, но на их основе, как агрегатор. Вот только наша редакция, получающая массу писем от читателей, знает, каково качество исходных данных, и догадывается, как эти данные могут быть использованы налоговым ведомством.
«Э-Вести» обратились к Андрею Свинцову с закономерным вопросом: нет ли опасности, что у граждан всплывут неожиданные долги и выплаты, о которых они и знать не знали, которые могли быть даже ошибочно приписаны им со стороны различных ведомств? Всплывут же они уже в виде судебных приказов, переданных в Службу Судебных Приставов, или автоматической блокировки банковских счетов.
Оказалось, что эта ситуация вполне ожидаема нашей властью, рассчитывающей на то, что спасением самих себя займутся бдительные граждане, получившие грозные письма и неприятные весточки со стороны информированных органов.
“Нет, наверное, в мире ничего совершенного кроме самой Вселенной, — отвечает нам Андрей Свинцов. – И нам вряд ли удастся это повторить. Всегда будет такая ситуация, когда кто-то что-то неправильно забил или поработали мошенники, избежать этого нельзя.
На первом этапе базу потребуется синхронизировать, например, соединить данные с базами ЗАГС и синхронизировать написание фамилии-имени-отчества. Человек, скажем, купил автомобиль — в ФНС приходит справка, где его фамилия указана неверно, и ГАИ приходится их исправлять, а покупателю – перезаключать договор. База будет эталоном, на который будут ориентироваться ЗАГС, Росреестр, ГАИ, и все другие базы данных, которые мы используем. Эти базы тоже останутся, но обмен между ними будет идти в автоматическом режиме, и автоматически же будут получены данные о том, что в базе обнаружены ошибки.
Этот процесс, наверное, будет вестись итерациями. Так, паспортные данные, которые имеются в субъектах, фиксируются на момент выдачи паспортов, и они могут не соответствовать устаревшие данным, всплывающим при покупке или ином действии человека. Вот как будут решаться такие несоответствия — я не понимаю, мне на это не ответили. Когда 70% людей обновит паспортные данные, наверное, остальных попросят поменять такие-то данные условно до 2023 года. И люди пойдут менять паспорта…
Как-то так это будет работать. Но стратегически так далеко в будущее ни один чиновник не мыслит, поверьте, потому что в процессе создания единой базы данных задействованы совершенно разные ветви власти и перед ними стоят совершенно разные задачи.
Так, у ФНС kpi — собрать как можно больше налогов. У главы московской области задача — как можно лучше осуществить управление. И так далее…
Конечно, будет всплывать и такое, что кто-то что-то зарегистрировал на чужие паспорта и СНИЛСы. Но зато в процессе, когда база будет создаваться, возникнет возможность почистить данные, о которых Вы раньше и не знали. Да, ваши данные сейчас есть в каком-то кабинете или ведомстве, и они неверны. Когда будет производиться синхронизация всех ведомств, по этому поводу загорится лампочка. Как и то, что кредит не погашен. Человек начнёт разбираться, кто это сделал по его паспорту. Выяснит он и что документы уже у судебных приставов — а он об этом и знать не знает.
У меня самого месяц тому назад арестовали кредитную карту. Я был за границей, пришёл расплачиваться за номер и выяснил, что она арестована за некий долг 1’800 рублей — это откуда-то прилетела какая-то пеня, и судебные приставы мне все заблокировали. Я говорю: «Вы что, с ума сошли?». Хорошо если можно как-то связаться с банком, я связался и мне подтвердили блокировку, дали номер документа, и мой помощник это как-то разрулил и заплатил за меня эти 1’800 рублей. Хорошо, что я — человек опытный и озаботился оплатой счета за двое суток, и смог расплатиться и выехать из другой страны. Такие случаи есть, они будут всегда. Будем вместе с ними справляться».
Если уж у наших депутатов возникают такие проблемы – дорогие читатели, готовьтесь к неожиданностям, и лучше припасите какие-то наличные деньги, чтобы не столкнуться с блокировкой всех сумм на банковских картах по запросу Службы Судебных Приставов. Вас предстоит помогать государству в нелёгком деле цифровизации. Конечно, за счёт Вашего личного времени и сил.
Сколько это продлится? Создание и отработка отраслевых баз данных потребует около 10 лет, но после этого нелёгкого периода (через 15-20 лет) возникнет одна единая база данных. Это будет сопряжено с новыми вызовами и проблемами, которые, хочется надеяться, уже будут с полной ответственностью решать компетентные органы власти.