Трюфели, «Мишка на Севере», «Чернослив в шоколаде», «Красная Москва», «Американский орех», «Кукарача» и «Таганка» — такой ассортимент сладостей, вразвес и в элегантных коробках, выпускался ленинградскими фабриками в период блокады Ленинграда, хотя дорогие конфеты составляли только 6% от производства. Помимо обеспечения начальства, конфеты входили в пайки солдат и даже выкладывались на прилавки магазинов. Об этом рассказал учёный Санкт-Петербургского Университета Михаил Ходяков, воспользовавшийся возможностью работы с рассекреченным архивом.
Конечно, скудость обеспечения города продуктами сказывалась и на качестве конфет, и на их ассортименте. Фабрика имени Н.К. Крупской, например, дополнила номенклатуру конфетами попроще: «Тянучкой», «Жар-птицей», «Васильком» и «Черносливом в шоколаде». При этом она снизила на треть содержание глазури, заменила арахис на кунжут, а сливочное масло — на маргарин.
«Важно отметить, что в процессе массового производства кондитерских изделий часто происходила замена дефицитных составляющих на суррогаты, — цитирует историка пресс-служба СПбГУ. — Несмотря на это, руководство предприятия считало конечный продукт «вполне доброкачественным», с «высокой питательной ценностью».
Объём конфет, выпускаемых на душу населения, не был большим. В 1942 году он составлял 2555 тонн на 3.2 миллиона населения, в 1943 году — 2728 тонн. Но всё же, если учесть, что почти миллион людей сгинул от бомбёжек, голода и болезней, то полученные «безобидные» данные говорят о том, что мы ещё очень мало знаем об этой страшной странице Великой Отечественной войны, когда кто-то потерял всё (и даже жизнь), а кто-то несметно разбогател за счёт скупки ценностей у голодных людей за продовольствие.