29 июня — 17 сентября 2017 года в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина) можно увидеть плоды усилий современных археологов, делающих раскопки в двух столицах Босфорского царства — Пантикапее и Фанагории. Они приурочены к 90-летию первой экспедиции, направленной ГМИИ совместно с Государственным Историческим музеем (ГИМ) на городище Фанагории. Эта экспедиция положила начало обширному археологическому исследованию периода Босфорского царства, которое было продолжено во второй (Пантикапейской) экспедиции.
В общей сложности на выставке «Пантикапей и Фанагория» представлено 450 памятников Боспорского царства, датировка которых начинается с момента его создания в конце VII века до н.э. Это — яркое наследие древнегреческой и римской цивилизаций. В их числе «Скульптурный портрет Митридата VI Евпатора Диониса» из Эрмитажа, мраморная голова Афины из ГМИИ им. А.С. Пушкина и другие.
Основные же экспонаты выставки были получены на раскопках, проводимых под руководством д.и.н. Владимира Дмитриевича Кузнецова в Фанагории. Здесь можно увидеть реконструкцию храма Аполлона (VI век до Р.Х.) и его ордерные элементы, остатки ритуальных жертвоприношений и надгробие жены царя Митридата (I век до Р.Х.). Все бесценные памятники греческой старины Крыма описаны в иллюстрированном каталоге и доступны исследователям.
«Э-Вести» попросили рассказать нашим читателям о проводимой работе и ходе раскопок самого главу экспедиции В.Д. Кузнецова.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, каков сегодня статус работ, какие слои копаете, что находите?
Кузнецов В.Д.: У нас экспедиция очень большая, в ней работает много людей по разным направлениям. Раскопки ведутся на территории древнего городища, находки очень разнообразные. Мы работаем над некрополем, проводим исследования под водой и на сельской территории. Слои, которые мы исследуем — с VI века до нашей эры до X века нашей эры.
ЭВ: Сегодня выставка ГМИИ им. Пушкина включает в себя предметы ваших раскопок?
Кузнецов В.Д.: Это в основном наши результаты. То, что касается Фанагории — это на 90% находки нашей экспедиции. Небольшое количество представленных предметов — из предыдущих раскопок. Они сегодня хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эрмитаже, Историческом музее и т.д.
ЭВ: Я так понимаю, что то, что вошло в каталог выставки, имеет бесспорную научную ценность и уже исследуется учёными?
Кузнецов В.Д.: Конечно, мы всё активно исследуем, изучаем, публикуем. У нас есть серии научных монографий, которые публикует наша экспедиция. Вышло уже 5 томов, готовится шестой том. Мы печатаем результаты своих работ за границей, в частности, в Германии, где издаётся серия книг, посвященных Фанагории.
То, что представлено в каталоге — это частично изученные материалы, а каталог — это введение в научный оборот.
Знаете, на выставке представлена лишь небольшая часть наших находок. У нас количество единиц хранения исчисляется многими тысячами, поэтому мы не можем представить на одной выставке все наши результаты.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, международное научное сообщество проявляет интерес к вашим раскопкам и, возможно, участвует в них?
Кузнецов В.Д.: Вы знаете, мы очень много сотрудничали с зарубежными коллегами, из Франции, Англии, Италии, Германии, в том числе они приехали на выставку. Это естественно, потому что раскопки неординарные, очень масштабные. У нас особенный археологический памятник в Фанагории и очень серьёзный научно-исследовательский центр, с библиотекой, лабораторией и жилыми комнатами для научных сотрудников.
ЭВ: Можно узнать, кто именно из международных учёных с вами сотрудничает?
Кузнецов В.Д.: Никто из них не принимает непосредственного участия в раскопках. Периодически, на факультативной основе, приезжают специалисты из Германского археологического института (Deutsches
ЭВ: Греки интересуются раскопками?
Кузнецов В.Д.: Интересуются, но несколько абстрактно, ведь у них огромное количество античных памятников в Греции, они не могут уделять ещё внимание античным памятникам за пределами Греции — попросту не хватит сил. Но когда мы делаем доклады за границей, они всегда проявляют интерес.
ЭВ: Насколько фанагорийские находки ценны для коллекционеров?
Кузнецов В.Д.: Античность даёт выдающиеся произведения искусства, в которых заинтересован мировой антикварный рынок. Антиквариат занимает серьёзное место в мировой экономике и входит в пятёрку важнейших рынков наряду с оружием и алкоголем.
Какой-нибудь небольшой фрагмент расписного греческого сосуда эпохи расцвета, принадлежащий руке известного вазописца, может стоить сотни тысяч долларов. Или, например, золотая чеканная монета Пантикапеи IV века до н.э. несколько лет назад на аукционе в Нью-Йорке была продана более, чем за $3 млн…
Античные произведения очень высоко котируются, но нас это мало касается и мы этим не занимаемся. Чёрные копатели — тоже не наша проблема, потому что у нашего городища налажена очень серьёзная охрана.
ЭВ: Относительно фонда О. Дерипаски «Вольное дело», который помогает раскопкам. Насколько значима эта помощь?
Кузнецов В.Д.: Эта помощь не значима, она решающая. Практически всё финансирование, которое мы имеем — это финансирование фонда «Вольное дело». За счёт средств этого фонда мы не только ведём исследование, но мы создали мощную научно-техническую базу с оборудованием, в том числе очень дорогостоящим. Плюс к этому, здание нашего научного центра тоже построено на деньги Олега Дерипаски. А также подготовка студентов Кубанского университета в Краснодаре, публикация наших работ — всё это тоже ведётся на деньги фонда «Вольное дело».
Это — очень масштабная, разнообразная помощь. Она не просто какая-то точечная, когда экспедиции дают деньги на то, чтобы провести раскопки. У этих денег многоцелевое назначение.
В 2014 году по распоряжению правительства был создан музей-заповедник Фанагории. Теперь и государственная помощь очень значима для нас. Министерство культуры выделило очень серьёзные деньги на это, содержание раскопок и штат, покупку оборудования. Государство также стало выделять средства на проведение раскопок.
ЭВ: Насколько обнаруженные памятники будут доступны студентам и научному сообществу? Предусмотрен ли механизм участия в раскопках, их посещения и научного сотрудничества?
Кузнецов В.Д.: У нас работают студенты, проходят практику. В частности, студенты Кубанского университета и других городов. Но экспедиция ведь не резиновая, она не может принимать сотни и тысячи людей одновременно. У нас этот набор ведётся в разумных пределах. Те, кто жаждут поучаствовать в этом, могут предпринять определённые усилия и попасть к нам.
Что касается научного состава, то мы публикуем книги. Коллеги могут приехать, ознакомиться, мы всё расскажем и покажем, дружелюбно и очень открыто.
ЭВ: Выставки тоже, в связи с почином ГМИИ, будут регулярны?
Кузнецов В.Д.: Когда мы построим здание музея, будут проводиться собственные выставки и откроется постоянная экспозиция. Тогда эта работа поднимется на новый уровень.
ГМИИ — это, конечно, очень значимо и важно для нас. Но мы тоже получили статус федерального государственного музея-заповедника и нам как воздух необходимо строительство нового здания.