Сегодня цитадель Чан Чан, расположенная в 500 километрах от столицы Перу — Лимы, представляет собой руины. Но в доколумбовой Америке культура племени Чиму была одной из самых великолепных и богатых культур, пока около 1450 года (между 1465 и 1470 годами) она не была захвачена племенем инков, впитавших затем в себя традиции покорённых. Сегодня Чан Чан считается объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и не перестаёт радовать учёных открытиями.
Последние новости археологов впечатляют. Около трёх недель назад здесь было обнаружено настоящее сокровище — нетронутый могильник Чиму, в котором содержатся 25 скелетов, преимущественно молодых людей и детей. Они обещают рассказать многое не только о похоронных ритуалах знати, к числу которой относятся захороненные, но и об образе жизни одной из самых блистательных культур древней Америки.
Чан Чан был цитаделью Чиму, столицей целой империи. Её название с местного языка переводится как «яркое солнце». На прекрасно обустроенном пространстве в 20 квадратных километров жили около 30 тысяч человек. Только шикарных укреплённых дворцов здесь насчитывалось десять, вокруг каждого были храмы, дома, склады и кладбища. Границы «кварталов» обозначались земляными стенами с изображениями людей и животных, а также абстрактными рисунками.
Цитадель могла похвалиться сложнейшей ирригационной системой и была окружена промышленными районами, где жили и работали ткачи, металлурги и специалисты по дереву, а также сельскохозяйственными районами.
Относится ли захоронение к периоду расцвета культуры Чиму, существовавшей в 900-1450 годах, или к её закату, будет ясно после изучения памятников. В этом учёным помогут погребальные предметы — десятки керамических предметов и инструменты для шитья, отправленные с покойными в их последний путь.
Возглавляет раскопки Хорхе Менесес — археолог из Национального университета Трухильо. «Большинство из останков принадлежали женщинам в возрасте до 30 лет, которые были похоронены с предметами, используемыми в текстильной деятельности. Кроме того, в «братской могиле» есть несколько детей и подростков», — рассказал он перуанскому информационному агентству Andina.
Один из скелетов, вероятно, был похоронен здесь сразу после смерти. Другие, возможно, были перенесены в могильник позднее из других мест, завёрнутые в ткань и дополнительно обернутые в некий материал растительного происхождения.
В заявлении Министерства культуры Перу говорится о том, что некоторые молодые женщины посмертно были посажены в рабочие позы, а неподалеку от них были сложены иглы, мел и швейные принадлежности. Возможно, похороненные были ткачихами при жизни, но, возможно, в этом сокрыт совершенно иной смысл.
Синтья Куэва, руководитель Программы археологических исследований Чан-Чан, говорит Адине, что богатство погребальных предметов говорит о том, что люди, похороненные там, были представителями знати.
В отличие от ранее обнаруженного «братского захоронения» с признаками жертвоприношений сотен детей (Уанчакито-Лас-Ламы), здесь очевидного кровавого следа нет. Но учёные планируют изучить причины смерти этих людей и только после этого делать окончательные выводы.