Раскопки, проводимые учёными на территории современных Сирии и Ирака, переворачивают сложившиеся представления о падении Аккадского царства — древнейшей империи Востока. По данным археолога Йельского университета Харви Вайса, опубликованным на страницах журнала Nature, первая в истории деспотия могла стать жертвой глобальной засухи, 4’200 лет назад опустошившей процветающие города Месопотамии, долины Инда и побережье Средиземного моря.
Что это как не гнев Господа, не вытерпевшего безбожия мифического царя Нимрода и его подданных?
Нимрод, согласно Книге Бытия, был внуком Хама, царём в городах «Вавилон, Эрек, Аккад и Халне в земле Сеннаар». Владения этого героя, некоего собирательного образа правителя Аккадского царства, имелись и в Сирии, и в Ираке. Но к 2150 году до Р.Х. он стал лишь воспоминанием в Священном Писании и образом-символом греховности в легендах христианских и мусульманских народов.
В слоях земли, соответствующей 2’200 году до Р.Х., археологи не обнаружили дождевых червей. Как всегда бывает перед крупными катаклизмами, животный мир покинул Аккадское царство первым. Почвы стали бесплодными от засухи, и люди оставили насиженные места.
На северо-востоке Сирии, на археологическом объекте под названием Телль-Лейла, во времена Аккадского царства был процветающий город. Люди сюда вернулись лишь через 300 лет. «Подобные заброшенные поселения простирались от Средиземного моря до Инда», — говорит Вайс и подчёркивает, что засуха всюду приводила к социальным потрясениям.
Жители Аккадского царства, вероятно, не умерли вследствие поразившей их засухи, а передвинулись в сторону Междуречья Тигра и Евфрата. «Мы не обнаружили массовых захоронений умерших от голода людей», — говорит Вайс. Власть пала, когда подданные покинули деспота.
Была ли засуха глобальной или охватывала лишь некоторые регионы, были ли изменения внезапными и пытались ли люди адаптироваться к изменениям климата? Об этом учёные ещё спорят, поскольку технологии определения времени не всегда точны.
Так, эколог Дагомар Дегрут из Джорджтаунского университета в Вашингтоне выделил пять путей, с помощью которых население переживало климатические кризисы не покидая места. В числе прочего, люди переходили на диету, богатую мясом, если урожаи зерновых становились ненадежными из-за засухи.
В этом, вероятно, есть своя правда. Легендарный Нимрод был назван охотником, поскольку при нём люди стали впервые есть мясо. А то, что звери охотно покорялись ему и становились лёгкой добычей, доказывало право на власть и отдало в руки царя неограниченные полномочия. Он пришёл к той самой деспотии, которой около 2200 года до Р.Х. пришёл конец.
Но до этого была построена Вавилонская башня, воцарились идолопоклонство и безбожие.
В Египте время нестабильности, известное как Первый промежуточный период, происходило примерно с 2181 по 2055 год до Р.Х. Тогда фараоны Древнего царства потеряли контроль над страной и последующие правители уже никогда не смогли придти к такой централизованной форме правления. «Здесь перед нами первый в истории пример распада централизованного государства, вследствие усиления поместных коронных чиновников, подобный разложению Каролингской монархии на герцогства», — писал историк Борис Тураев.
Сходные процессы, по которым учёные пока не пришли к единому знаменателю, прослеживаются в то время и в древней высокоразвитой цивилизации Хараппы (на севере современной Индии). Вайс находит параллели и с древними цивилизациями Америки, что пока оспаривается другими исследователями.
Но произошло ли падение древних сверхцентрализованных государств в один год, или заняло несколько десятилетий — велико ли различие? Природа яростно сопротивлялась, когда в разных точках мира воцарились деспотизм и безбожие.
Сегодня, 4.2 тысячи лет спустя, мир находится на пороге новой климатической катастрофы. Учёные ищут, как её отсрочить и предугадать.Этому посвящено и исследование Йельского университета.
Но что они могут сделать, если во власти снова укрепляются безбожие и деспотизм (сверхцентрализация), а людям бежать уже некуда? Остаётся только сопротивляться деспотам или убеждать их одуматься, взывая к инстинкту самосохранения.