Эпоха викингов, охватывающая VIII-XI века (примерно 750 по 1050 годы), оставила неизгладимый след в генетике современных скандинавов, однако они внесли в неё меньший вклад, чем можно было бы предположить.
«Хотя генетический след викингов отчётливо прослеживается у современных скандинавов, в некоторых регионах он ниже, чем наблюдался в эпоху викингов или в Средневековье, — пояснил Рикардо Родригес-Варела из Стокгольмского университета. — Это говорит о том, что древние жители нескандинавского происхождения внесли пропорционально меньший вклад в нынешний генофонд в Скандинавии, чем можно было бы предположить из археологии, из которой следует активный взаимообмен». Самый низкий уровень воздействия викингов на населения зафиксирован в Швеции, где их гены просматриваются только у каждого третьего жителя страны.
Помимо шведских учёных, в работе приняли участие генетики других стран, прежде всего из Университета Копенгагена. Учёными изучалась генетическая динамика людей в Норвегии, Швеции и Дании, датируемая двумя тысячелетиями, на основе сотен геномов человеческих останков и данных более 16 тысяч современных скандинавских мужчин и женщин.
Самый старый из древних геномов, использованных в исследовании и взятых для сравнения, датируется I веком, а самый поздний – веком XIX. Они были получены из человеческих останков в церемониальных захоронениях кораблей викингов, от людей, погибших в 1676 году на борту большого шведского военного корабля «Кронан», или из Сэндби Борг, крепости на шведском острове Оланд, где, по-видимому, произошла битва в V веке, или могильника Сальме в Эстонии.
Среди скандинавов на всём протяении истории доминировал британско-ирландский генетический компонент, который оказал самое существенное долговременное влияние на наследственность шведов и других народов Севера Европы. Однако его влияние на викингов различно во времени; сначала – более сильное, затем эпизодическое, вызванное принудительной миграцией рабов или добровольной, со стороны католических проповедников и монахов.
Датские викинги отправились в Англию, в то время как шведские викинги отправились на Балтику, а норвежские викинги отправились в Ирландию, Исландию и Гренландию. Викинги из этих трех групп очень редко смешивались генетически. С «народом» же они начали смешиваться после того, как завершили свой период походов.
Самой большой неожиданностью исследователей стало влияние на геном женщин с Востока Европы и то, что викинги в большинстве своём имели не светлые, а тёмные волосы. Коренное население скандинавских стран действительно чаще имеет светлый цвет волос, который они получили не от завоевателей и торговцев Средневековья.
Воздействие иммигрантов на викингов имело место быть, причем здесь привалирует генетическое влияние женщин, прибывших в регион во время завоеваний скандинавами Европы, когда они путешествовали из Скандинавии на деревянных баркасах, устраивали набеги и грабили монастыри по всему обширному региону и даже достигли Северной Америки. Женщины из восточно-Балтийского региона и, в меньшей степени, с Британских и Ирландских островов внесли больший вклад в генофонд Скандинавии, чем мужчины из этих регионов.
Русские, литовки и украинки (в современном понимании) передали свою кровь преимущественно Центральной Швеции и Готланду, итальянки и другие национальности Южной Европы – Южной Скандинавии, англичанки и ирландки – северу региона.
«Добровольно или невольно они прибывали сюда – мы уже не узнаем, но то, что их потомство сформировало современных жителей Скандинавских стран – это факт», — сказал молекулярный археолог Рикардо Родригес-Варела из Центра палеогенетики Стокгольмского университета, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Cell. Из исторических исследований известно, что викинги активно осуществляли работорговлю, а не только воевали, путешествовали и организовывали торговые сети.
Возможно, например, что часть женщин была привезена викингами во время опустошительного набега в 793 году на христианские монастыри на английском острове Линдисфарн, в Париже и Константинополе, или же смешанные брачные союзы сформировались при установке торговых контактов и во время заключения вассальных (подданнических) договоров по всей Европе, вплоть до Ближнего Востока. Как бы то ни было, когда закончилась эпоха походов, вклад иностранок в генетику ослабел.
«У жителей материка было гораздо меньше общего с викингами, чем у крестьян, которые жили в Европе тысячи лет назад», — говорит соавтор исследования Ашот Маргарян. Возможно, что викинги представляли собой отдельные семейные кланы, отделённые по культуре и образу жизни от других скандинавов и затем смешавшиеся с другими народами Европы.