Среди тысяч предметов коллекции Художественного музея Цинциннати маленькое бронзовое зеркало, датируемое 15-16 веком, всегда казалось непримечательным. Выставлявшееся последний раз в 2017 году, большую часть времени оно провело в запаснике вдали от взглядов публики. Но у артефакта был секрет, спрятанный у всех на виду.
Исследуя так называемые «волшебные зеркала» – редкие древние зеркала, которые при определенном освещении дают изображение или узоры, скрытые на отражающих поверхностях – куратору отдела восточноазиатского искусства музея Хоу-мэй Сун показалось, что в их коллекции есть нечто похожее на японские образцы периода Эдо.
Цинциннатский экспонат меньше образцов, хранящихся в музеях Токио, Шанхая и Нью-Йорка. В нем использован также более замысловатый стиль китайского письма. Тем не менее, у Сун было чувство, что они чем-то схожи.
Поэтому прошлой весной она вместе с экспертом по консервации спустилась в хранилище.
«Я попросила коллегу направить луч света на зеркало, – рассказывает Сун. – Та воспользовалась фонариком мобильного телефона, и это сработало».
В отраженном пятне на стене перед ними появилась текстура – не отчетливое изображение, но нечто, что требовало дальнейшего изучения. После экспериментов с использованием более мощных и сфокусированных источников света зеркало в конце концов показало изображение Будды, от чьей сидящей фигуры исходили лучи света. Надпись на обратной стороне зеркала гласила, что это Амитабха – важная фигура в некоторых школах восточноазиатского буддизма.
Благодаря открытию, музей стал одним из немногих владельцев «волшебного зеркала». По словам Сун, она знает лишь три таких музея, включая Метрополитен Музей в Нью-Йорке.
Нераскрытая тайна
До изобретения современных стеклянных зеркал разные народы в качестве такового использовали полированную бронзу. Искусство изготовления китайских волшебных зеркал впервые появилось во времена династии Хань, около 2000 лет назад. Позднее они появились в Японии.
Чтобы создать магический эффект, ремесленники делали сначала отливку с изображением, словами или узорами на одной стороне бронзовой пластины. Затем, полагают ученые, они методом гравировки вырезали такое-же изображение на лицевой его поверхности, а потом полировали её до тех пор, пока она не становилась блестящей, как обычное зеркало. В результате полировки гравировка для невооружённого глаза фактически исчезала. Тем не менее, разность толщины создавала напряжения в металле, делая рисунок выпуклым. В завершении процесса лицевая часть покрывалась амальгамой (сплав ртути), которая вносила дополнительные поверхностные напряжения, создавая рельеф, невидимый глазу.
Когда на отражающую поверхность под определенным углом падает солнечный свет, то появляется скрытое изображение, повторяющее рисунок обратной стороны, создавая иллюзию, что свет проходит сквозь зеркало. Поэтому в Китае они именуются как «прозрачные» или «светопроницаемые» зеркала.
В случае музея Цинциннати рисунок, даваемый зеркалом, и задником – разные. Вероятно, оборотная сторона была припаяна к зеркалу, скрыв рельефного Будду внутри.
Столкнувшись с «волшебными зеркалами» в 19 веке, западные учёные были озадачены технологией их производства. Сейчас их оптика хорошо изучена, но, как мастера обрабатывали металл, до сих пор вызывает вопросы у экспертов.
«Вне зависимости от возможной теории изготовления, все зависит от мастера, который полировал поверхность, что было чрезвычайно сложно, – говорит она. – Вот почему они так редки».
Музейное зеркало диаметром около 22 см, вероятно, использовалось в качестве религиозного украшения, оно висело в храме или в доме знати. Экспертам еще предстоит выяснить, сделали ли его в Китае или в Японии, но, Сун считает, что вероятнее всего первое.
По мнению Сун, «волшебных зеркал» в мире много, но об их природе мало кому известно.
«Я нашла много [зеркал] на онлайн-аукционах, дизайн которых похож на наш, но [в описании] никогда не говорится, что это волшебные зеркала, – говорит она, добавляя. – Я думаю, что люди даже не знают, что они волшебные».