Всесоюзная пионерская организация в советские времена воспитывала верноподданические чувства среди детей. Помните её клятву: «Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза»?
Любопытно, как она будет воссоздана в стране, где официально отсутствует всякая идеология?
Российская власть пожелала воспитать покорность у 19 миллионов детей и подростков страны в возрасте 6-18 лет, объявив о создании «Общероссийского движения детей и молодёжи».
Участникам правительство обещает возможность путешествовать и интересный досуг, для них откроются дворцы молодёжи и, возможно, оздоровительные центры. И всюду детям будут рассказывать, «во имя чего жить и трудиться» под руководством чиновников и учителей.
Формально связки с «Единой Россией» и даже с КПРФ нет — впрочем, все легализованные партии у нас по делам одинаковы, едва их лидеры попадают в коридоры власти.
«Семья, дружба, любовь к Родине, ценности самореализации и развития, деятельного участия в жизни всего общества, всей страны», — звучит хорошо. Но мы помним, что в советское время символом пионеров был Павка Морозов — тот, кто «сдал» родного отца и свидетельствовал против него на суде.
А в дальнейшем мальчик осуществлял догляд за соседями, выявляя злостных нарушителей драконовской системы уплаты налогов (продразвёрстки).
Да, есть в мире система объединения детей, которая официальна свободна от идеологии, на её базе и была создана российская пионерия. Это скауты — молодёжь, ядро которой было привлечено Робертом Стефенсоном и Смитом Баден-Пауэллом к разведдеятельности во время англо-бурской войны.
Идея скаутов показалась интересной царю Николаю II в качестве инструмента для воспитания будущих русских солдат, он даже записал в скауты своего сына царевича Алексея.
Хотя движение до революции было ещё в процессе формирования, в той или иной мере русские скауты служили военным и разведывательным целям в ходе Первой мировой и Гражданской войн, а во главе их стояли военные деятели. Собственно, тогда и был придуман клич: «Будь готов! — Всегда готов!».
В годы Великой Отечественной войны пионеры были помощниками советских войск на поле битвы, в подполье и тылу. Десятки тысяч юных бойцов получили ордена и медали, а погибшие дети — почётное звание «пионер-герой».
В мирное время пионерская организация выглядела безобидно, осуществляя высадку деревьев, сбор макулатуры и металлолома, а из её самых активных членов отбирались самые активные лояльные власти общественники — ковались кадры партийного руководства страны. В рамках кампании по привлечению участников нового движения, родители сегодня будут рассказывать о своих светлых советских пионерских днях и агитировать вступать в ряды новой общероссийской организации.
Коротка память у людей. Наверное, мало кто уже и помнит, что не вступить в пионерские ряды было нельзя. И миновать идеологию тоже.
14 июля 2022 года был подписан федеральный закон об образовании Общероссийского движения детей и молодёжи, и движение получило официальный статус. Пока — добровольный, как это было в царской России и в первые годы СССР. Увы, вскоре стало понятно, что добровольность не обеспечивает всенародный размах.
Пользуясь административным ресурсом, во всех школах, молодёжных центрах, подростковых клубах начиная с 1 сентября начнётся пропаганда нового движения детей и молодёжи. Оно будет обещать хорошие перспективы для входящих в его состав детей и подростков страны. В процессе съездов будет вырабатываться и новая идеология.
«Хорошие советские традиции», как называет пионерское движение президент В. Путин, начались с кампаний уважения старшим, в том числе учителям и ветеранам. Насколько они соответствуют желаниям родителей — решать им, но я полагаю, что в текущей ситуации нужно тщательно обдумать, насколько предлагаемый опыт полезен для детей.
В мирное время он имеет как плюсы, так и минусы для них, открывая возможности, но и отрывая детей от родительского воспитания в пользу государственного. Учитывая сложную международную обстановку, было бы неплохо подумать и о потенциальной угрозе вовлечения детей в несвойственный их возрасту военный конфликт.