27 сентября 1480 года в истории считается днём основания испанской инквизиции. Строго говоря, она существовала с 1478 года, когда испанские Католические короли Изабелла и Фердинанд ввели в королевстве новую юрисдикцию: испанскую инквизицию. Однако институциональное оформление она получает с момента публикации буллы Папы Римского Сикста III, позволяющей испанским королям осуществлять инквизицию в Испании. Таким образом, знаменитый орган под эгидой католической церкви возник ровно 543 года назад.
Мы всегда очень много говорим об инквизиции в Испании, зачастую не зная и не понимая, что это такое! А это был особый трибунал, учреждённый испанскими Католическими королями для проведения «специального следствия» под руководством королей в отношении действий так называемых «выкрестов» — converso.
Теперь всё по порядку. Инквизиция родилась не в Испании, но пришла сюда из Южной Франции, где шла борьба церкви с иноверцами. В XII веке, попав на благодатную почву в Испании (в стране шла реконкиста — борьба христиан с маврами и другими иноверцами, в основном с мусульманами и иудеями). В Испании она видоизменилась, претерпела несколько значительных этапов в своём развитии.
Карл Маркс, как всегда, был прав: во всём надо искать экономические причины. В данном случае, по законам Испанского государства евреи и арабы в Испании: марраны, и мориски были непосредственными слугами трона: вся их деятельность была подчинена в экономическом и финансовом отношениях интересам королевской казны.
По законам Испании, все обиды (то есть, нанесение ущерба названным категориям граждан) исполнялись в пользу испанской королевской казны. Другими словами, треть от ущерба, нанесённого названным категориям граждан, истребованного в результате определения того или иного преступления против них, шла в королевскую казну.
В результате насильственного перехода иноверцев в католицизм и религиозных гонений образовалась огромная прослойка выкрестов — конверсо, состоявшая в основном из бывших иудеев и мусульман: марранов и морисков. Если чистотой их веры до XV века занималась католическая церковь под эгидой Папы Римского, но к концу XV века, после окончательного торжества испанского оружия над маврами и падения их последнего оплота — Гранады, Католические короли силой отняли у папского престола право на «чистоту борьбы» за католическую веру.
Именно поэтому 27 сентября 1480 годы была введена новая норма в юрисдикции испанского королевства: был учреждён постоянно действующий трибунал по контролю за чистотой веры. Борьба испанской инквизиции была направлена не на чистоту католической веры вообще, а была сосредоточена на борьбе за чистоту веры применительно к конкретной страте испанского населения: на выкрестов.
Самым известным деятелем инквизиции в Испании стал выкрест Томас Торквемада. Бывший иудей возглавил борьбу с бывшими единоверцами и преуспел в ней.
Никогда до и никогда после такого рвения ни один иудей по борьбе с соплеменниками не проявлял — история не знает аналогов такого уровня. На руках Томаса Торквемады кровь более 100 тысяч евреев.
После победы христиан над иноверцами в испанском государстве образовалась огромная прослойка богатых и сверхбогатых граждан, лояльность которых по отношению к трону была сомнительной по сравнению с предыдущей эпохой.
Иудеи и мусульмане были финансовым и экономическим подспорьем испанской королевской казны, и при этом никогда не платили налоги и не давали поступлений в городскую казну.
С XII века муниципалитеты в Испании стали играть огромную роль как в экономическом, так и финансовом отношении и были основой протестного движения — эрмандадес.
Испанская инквизиция — явление испанское, но имеющее значение для всей мировой истории. Мораль этой притчи состоит в том, что центральная власть никогда не допускает широких слоёв населения до экономического и финансового благополучия, так как это ведёт к нелояльности по отношению к ней.
На протяжении всей последующей европейской истории во всех странах, где появлялась такая страта населения (неважно, какова была её природа — экономическая, этническая. социальная) тут же появлялся орган по её подавлению. Так было и в России, где борьба при Иване Грозной под лозунгом «гойда» (профессиональный клич опричников) — крик охотников, который обычно применялся во время охоты на волков — было тоже ничто иное как предвозвестник появления НКВД для борьбы с крестьянством и зажиточными слоями населения после государственного переворота 1917 года.
То же самое происходило в других европейских странах.
Испанская инквизиция просуществовала до 1854 года. Вот, недавно, рукой подать! Правителям только дай волю, они свои аутодафе (публичное сожжение на костре) будут проводить и до скончания века.
Казалось бы, ограничить их власть, опирающуюся на насилие, должна была церковь, а она даёт им Буллу на проведение антихристианских действий!
Второй вывод из этой притчи истории — это то, что испанская инквизиция никогда не должна была повториться ни в самой Испании, ни в Сан-Томе и Принсипи, и уж тем более на безбрежных просторах других грандиозных географических пространство, объединенных в государства и страны. Однако она повторяется из века в век.