Выражает ли герой «Шинели» Гоголя образ среднего россиянина?

Выражает ли герой "Шинели" Гоголя образ среднего россиянина?

Режиссер Арина Бессергенева назвала свою новую постановку в «Шинели» Н. Гоголя в Московском драматическом театре имени Н. В. Гоголя «офисной мистерией». Она попыталась перенести проблематику произведения в наши дни; найти духовные и поведенческие нити, соединяющие офисного работника XIX и XXI веков.

Оказалось, что герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачкин по-прежнему убедительно сохраняет значение среднестатистического россиянина. Этому «маленькому человеку» в стремлении жить противостоит жестокий корпоративный мир, который имеет вполне вельможные повадки, и не склонен решать маленькие проблемы своих составных частей.

У Гоголя Акакий Акакиевич служил в одном из департаментов и был в чине титулярного советника — это была нижняя граница того, что символизировало средний (разночинский) класс. Шинель была не только предметом обихода, но представляла собой статусную вещь, вроде приличного автомобиля в наши дни.

Заработок чиновника Башмачкина был около 600 тысяч рублей в год, переводя его на сегодняшние деньги. Это на треть больше того, за что несколько десятилетий спустя Родион Раскольников убьёт старуху-проценщицу топором, и вполне соответствует средней зарплате в России. Покупка добротной шинели составляла половину годичного дохода героя, и в три раза превышала годовой доход средней крестьянской семьи.

Премьера спектакля "Шинель" в Театре Гоголя
Премьера спектакля «Шинель» в Театре Гоголя

Разговор на сцене Театра Гоголя ведётся не про деньги, но про их социальную роль в жизни офисной команды. Это картина общества, ритмично единым строем идущего вперед. Картина, которую красноречиво создают пластические сцены и подчеркивают тикающие часы.

Образ Башмачкина не оставляет русскую сцену в наши дни. В МХТ им. А.П. Чехова в роли Башмачкина выступал блистательный Аристарх Леонтьев, который сосредоточился на духовной роли героя в обществе, создав пронзающий душу образ юродивого. Евгений Стычкин в постановке Д. Мирзоева убеждал зрителей, что у героя вместе с шинелью была украдена душа… Всё это содержится в многогранной повести, и важен только выбранный акцент.

Марк Вдовин на сцене Театра Гоголя не возвышает своего героя и не принижает его — он подчеркнуто демонстрирует одного из нас, если не лучшего. Того, кто честно и увлеченно выполняет свою работу, кто расцветает от положительных эмоций и горюет под грузом проблем.

Марк Вдовин (Акакий Акакиевич Башмачкин)
Марк Вдовин (Акакий Акакиевич Башмачкин)

Акакий Акакиевич Вдовина — это обаятельный, современный и жаждущий жить человек, который, если бы не форс-мажор, вполне бы состоялся в обществе. Потеряв новую шинель, покупка которой потребовала от него сверхусилий, он уже не имел душевных сил, чтобы повторить свой подвиг.

Потерял ли себя в погоне за комфортом и благополучием Акакий Акакиевич? Свернул ли он с предначертанного пути? Спектакль оставляет этот вопрос на усмотрение сидящих в зале; каждый увидит действо с позиции своей веры и взгляда на жизнь.

Арина Бессергенева с первой сцены погружает нас в корпоративную культуру, и уходит от привычной чиновничей суеты. При этом корпоративный мир соотносится с духовными переживаниями героя.

Акакий Акакиевич с трудом, но встаёт в общий строй с коллегами, отчего особенно тягостна финальная драма его души… Души, исчезновения которой участники мистерии и не заметили бы, если бы он не стал нападать на обидчика-генерала. Души, которая оказалась так близкой нам.

Андрей Злобин (Петрович), Маргарита Крон (жена Петровича) и Марк Вдовин (Башмачкин)
Андрей Злобин (Петрович), Маргарита Крон (жена Петровича) и Марк Вдовин (Башмачкин)

Офисную мистерию завершают разверзжиеся Небеса. Те, куда первым отправится страдалец Акакий Акакиевич, а за ним последуют и все остальные участники, включая губительно-роковой персонаж пьесы — портной Петрович.

Живописное изображение швейной мастерской — одно из самых сильных мест драматургии Арины Бессергеневой. Если Акакий Акакиевич Марка Вдовина выражает средний образ россиянина, то Петрович с женой — потребительский мир. Тот самый, который алчно захватывает в свои тиски жертв корпоративной культуры. Неслучайно его действующие лица не только изготавливают, но и отбирают у Башмачкина его статусную шинель…

Марк Вдовин (Акакий Акакиевич Башмачкин)
Марк Вдовин (Акакий Акакиевич Башмачкин)
Постановка "Шинель" Арины Бессергеневой в Театре Гоголя
Постановка «Шинель» Арины Бессергеневой в Театре Гоголя
Марк Вдовин (Акакий Акакиевич)
Марк Вдовин (Акакий Акакиевич)

Выражает ли герой "Шинели" Гоголя образ среднего россиянина?

Выражает ли герой "Шинели" Гоголя образ среднего россиянина?

Выражает ли герой "Шинели" Гоголя образ среднего россиянина?

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку