Режиссер Арина Бессергенева назвала свою новую постановку в «Шинели» Н. Гоголя в Московском драматическом театре имени Н. В. Гоголя «офисной мистерией». Она попыталась перенести проблематику произведения в наши дни; найти духовные и поведенческие нити, соединяющие офисного работника XIX и XXI веков.
Оказалось, что герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачкин по-прежнему убедительно сохраняет значение среднестатистического россиянина. Этому «маленькому человеку» в стремлении жить противостоит жестокий корпоративный мир, который имеет вполне вельможные повадки, и не склонен решать маленькие проблемы своих составных частей.
У Гоголя Акакий Акакиевич служил в одном из департаментов и был в чине титулярного советника — это была нижняя граница того, что символизировало средний (разночинский) класс. Шинель была не только предметом обихода, но представляла собой статусную вещь, вроде приличного автомобиля в наши дни.
Заработок чиновника Башмачкина был около 600 тысяч рублей в год, переводя его на сегодняшние деньги. Это на треть больше того, за что несколько десятилетий спустя Родион Раскольников убьёт старуху-проценщицу топором, и вполне соответствует средней зарплате в России. Покупка добротной шинели составляла половину годичного дохода героя, и в три раза превышала годовой доход средней крестьянской семьи.
Разговор на сцене Театра Гоголя ведётся не про деньги, но про их социальную роль в жизни офисной команды. Это картина общества, ритмично единым строем идущего вперед. Картина, которую красноречиво создают пластические сцены и подчеркивают тикающие часы.
Образ Башмачкина не оставляет русскую сцену в наши дни. В МХТ им. А.П. Чехова в роли Башмачкина выступал блистательный Аристарх Леонтьев, который сосредоточился на духовной роли героя в обществе, создав пронзающий душу образ юродивого. Евгений Стычкин в постановке Д. Мирзоева убеждал зрителей, что у героя вместе с шинелью была украдена душа… Всё это содержится в многогранной повести, и важен только выбранный акцент.
Марк Вдовин на сцене Театра Гоголя не возвышает своего героя и не принижает его — он подчеркнуто демонстрирует одного из нас, если не лучшего. Того, кто честно и увлеченно выполняет свою работу, кто расцветает от положительных эмоций и горюет под грузом проблем.
Акакий Акакиевич Вдовина — это обаятельный, современный и жаждущий жить человек, который, если бы не форс-мажор, вполне бы состоялся в обществе. Потеряв новую шинель, покупка которой потребовала от него сверхусилий, он уже не имел душевных сил, чтобы повторить свой подвиг.
Потерял ли себя в погоне за комфортом и благополучием Акакий Акакиевич? Свернул ли он с предначертанного пути? Спектакль оставляет этот вопрос на усмотрение сидящих в зале; каждый увидит действо с позиции своей веры и взгляда на жизнь.
Арина Бессергенева с первой сцены погружает нас в корпоративную культуру, и уходит от привычной чиновничей суеты. При этом корпоративный мир соотносится с духовными переживаниями героя.
Акакий Акакиевич с трудом, но встаёт в общий строй с коллегами, отчего особенно тягостна финальная драма его души… Души, исчезновения которой участники мистерии и не заметили бы, если бы он не стал нападать на обидчика-генерала. Души, которая оказалась так близкой нам.
Офисную мистерию завершают разверзжиеся Небеса. Те, куда первым отправится страдалец Акакий Акакиевич, а за ним последуют и все остальные участники, включая губительно-роковой персонаж пьесы — портной Петрович.
Живописное изображение швейной мастерской — одно из самых сильных мест драматургии Арины Бессергеневой. Если Акакий Акакиевич Марка Вдовина выражает средний образ россиянина, то Петрович с женой — потребительский мир. Тот самый, который алчно захватывает в свои тиски жертв корпоративной культуры. Неслучайно его действующие лица не только изготавливают, но и отбирают у Башмачкина его статусную шинель…