В День Города 2024 множество блистательных коллективов и талантливых деятелей русской культуры, искусства и просвещения порадовали москвичей и гостей столицы своими творческими приношениями. Одним из таких подарков стало выступление замечательного Губернаторского Симфонического оркестра Санкт-Петербурга, которое прошло в Большом зале Московской консерватории.
Здесь в фойе нам посчастливилось встретиться и насыщенно поговорить с Денисом Андреевичем фон Мекком – прямым потомком родов Чайковских, Давыдовых и фон Мекк, послуживших России бесчисленными славными делами во всех областях – экономической, военной, общественной и благотворительной.
ЭВ: На днях я видела Вас в телевизионной передаче, где, отвечая на вопросы ведущего, Вы очень интересно рассказывали о Ваших великих предках, во всех сферах деятельно послуживших России и её процветанию. О чем Вы успели сказать, и что эфирное время не вместило в себя?
Денис фон Мекк: Да, меня любезно пригласили как коренного москвича – мои предки жили в Москве с середины XIX века, то есть, 5 поколений. О некоторых из них знают, например, о Надежде Филаретовне фон Мекк, как ближайшем друге и покровительнице Петра Ильича Чайковского, который гостил во всех её московских домах на Рождественском, Гоголевском бульварах и Мясницкой улице – в известном «доме трёх композиторов», и на подмосковной даче в Плещеево (ныне Подольск).
Кстати, кроме Чайковского её помощь получали и Клод Дебюсси, и Генрих Венявский, а в интересах развития Московского отделения Русского музыкального общества и Николай Рубинштейн.
Мало кто знает, что семьи великого музыканта и его покровительницы породнились, и следующие поколения, в которых уже текла кровь и Чайковских, и фон Мекков, вели полезнейшую деятельность, служа процветанию города.
Мне удалось упомянуть в эфире про Казанский вокзал, который был построен по поручению Николая Карловича фон Мекка, сына меценатки. Николай Карлович – «энергичный и вечно деятельный» – как про него говорили современники, не только украсил Москву самым большим вокзалом в империи, но и разрабатывал в 1910-х подземный метрополитен! И пассажирский, и грузовой.
Тогда же он проектировал колоссальное здание в 13 этажей, когда в Москве самое высокое насчитывало только семь. Под строительство он выкупил все здания в квартале, в котором сейчас находится книжный магазин «Москва».
Проект Николай фон Мекк заказал у архитектора И.П. Машкова (рис.1). Однако, его сразу забраковали пожарные и санэпидемслужба – все новое с трудом пробивается в жизнь. Сейчас в высотной Москве это громадный комплекс зданий, а представьте тогда – это было более чем грандиозно – планируемый дом был почти вдвое выше сегодняшнего, появившегося уже после Великой Отечественной. Согласования шли два года. Николаю Карловичу пришлось способствовать появлению новой пожарной техники, достаточной для спасения людей с такой высоты. Он создал артель и закупил первые в Москве ассенизаторские машины. (рис.2)
Но пришла война, за ней революция, потом 17 обысков, арестов, и расстрел в 1929 году по громкому «Инженерному делу». Похороны запретили – боялись народных волнений, такой был известный и уважаемый человек Николай Карлович фон Мекк. Место его захоронения не удалось установить до сих пор.
Его брат Александр Карлович – предприниматель и общественник, возглавлял десятки просветительских и благотворительных организаций, благодаря ему в России появился скаутизм – Московское общество содействия организации Юных разведчиков, которое позже возглавили брат композитора, адмирал Ипполит Ильич Чайковский, и племянник, камер-юнкер Владимир Владимирович фон Мекк.
Список его общественной работы поразителен: создатель и председатель Русского горного общества, пожизненный член Императорского вольного экономического, почётный член совета Императорского человеколюбивого общества, заместитель председателя Братолюбивого общества снабжения неимущих квартирами, председатель попечительства над бедными детьми и так далее.
ЭВ: Продолжали ли семейные традиции наследники?
Денис фон Мекк: Любимый внук Надежды Филаретовны – Владимир Владимирович фон Мекк – меценат художников, в том числе, он серьёзно поддерживал «Мир искусства», «Союз русских художников» и многих мастеров лично.
«Русским и москвичом (хоть и старинного балтийского рода) он был до мозга костей», – в воспоминаниях писали о нём современники. Он был правой рукой Великой княгини Елизаветы Федоровны – жены Московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича. Владимир курировал множество её благотворительных дел, в том числе для этого пошёл в Московскую думу, в которой возглавлял в 1913 году Особое городское присутствие по разбору и призрению нищих в Москве, был членом Комиссии по приёму кандидатов в Отделение для малолетних Дома трудолюбия и Работного дома.
Внуки Надежды Филаретовны пошли на Первую мировую войну, не будучи кадровыми военными, добровольно защищая русскую землю. Кто погиб, кто прошёл позже и гражданскую войну. Их жёнами – сёстрами милосердия, было спасено много солдатских жизней. (рис.3)
Кстати, я инициатор и куратор Бессмертного полка Первой мировой войны в Москве уже несколько лет. Приходите с портретами своих предков 1 августа на Сокол.
ЭВ: А вне Москвы они были известны?
Денис фон Мекк: Более чем! Главное семейное дело – строительство частных железных дорог. Первая была до Сергиева Посада, потом от Москвы до Екатеринбурга, от Воронежа до Киева, с юга Беларуси до порта в Латвии. Конечно, все привожу в сегодняшней политической географии. Соединил с Москвой и Татарстан, и Удмуртию, и Нижний Новгород, и Ульяновск (Симбирск), и Пензу, и Сызрань. Кстати, и Воткинск, где родился Чайковский. Огромная империя. Карла Федоровича называли «железнодорожным королём», который, однако, был очень скромным, по воспоминаниям С.Ю. Витте.
Они владели заводами на Урале, входили в Правления страховых компаний, крупнейших банков, в том числе финансировавших знаменитую К.В.Ж.Д. Мои предки настроили частных дорог на самых стратегически важных направлениях, а в масштабах их протяжённости – примерно как две трети БАМа, который 50 лет строил весь СССР. Внушительно!
ЭВ: То есть, они были крупными промышленниками…
Денис фон Мекк: В профессиональной деятельности, да. А ещё выращивали на подмосковной даче абрикосы, персики, клубнику – да такую, что Елисеевский гастроном её закупал, а он выбирал только люксовый товар.
Коней разводили – и рысистых, и тяжеловозов. А автомобилизм! Первый автомобильный клуб в империи был создан именно в Москве. Соинициатор и первый председатель – Николай Карлович фон Мекк. Он же командор первых четырёх Императорских автогонок – грандиозных пробегов для той техники: Санкт-Петербург – Киев – Москва – Санкт-Петербург, например, или Санкт-Петербург – Севастополь.
А фонмекковский агрономический поезд?! Он обучил более 50’000 крестьян в семи губерниях! (рис.4)
ЭВ: Что вы думаете о меценатстве тогда и сегодня?
Денис фон Мекк: Искусство без помощи государства и добрых людей почти никогда не могло существовать. Изучая наш российский опыт благотворительности, мы глубже осознаем важность сохранения и развития нашего колоссального взноса в мировую копилку культуры.
Пять лет назад я создал фонд во имя добрых дел Надежды Филаретовны, стараюсь помогать молодым дарованиям, распространяю знания о Чайковском, издаю книги, взаимодействую с фестивалями, конкурсами, читаю лекции в разных городах и странах, чтобы как можно больше людей знали, за что можно и должно гордиться нашей страной и столицей. (рис.5)
Беседовала Нина Яхонтова