За северным побережьем Шотландии находятся Оркнейские острова, архипелаг из более чем 70 островов, разбросанных, как хлебные крошки, по Северному морю. Долгие зимы, пронизывающие ветры и безлесный ландшафт делают это место беззащитным и трудным для житья. Однако 4’000 лет назад Оркнейские острова были развитым центром неолитической культуры.
Острова, по сути, представляют собой один гигантский археологический объект, и у того, кто воткнёт здесь лопату, есть неплохие шансы обнаружить погребальные склепы, стоячие монолиты или каменные сооружения.
Самая значительная стоянка эпохи неолита на Оркнейских островах — Скара-Брей, также известную как шотландские Помпеи — вышла на сцену не благодаря археологам, а чудовищному по силе шторму 1850-го года.
Название Скара-Брей — это искажённое древнескандинавское выражение, означающее «холм у рифа», что свидетельствует о том, что место уже очень давно было занесено песком и потеряно для человеческой памяти.
В ходе раскопок, начатых в 1920-х годах, археологи открыли для себя хорошо сохранившуюся неолитическую деревню Европы, состоящую из восьми прямоугольных строений, соединённых мощёными аллеями, в которых когда-то проживало до 100 человек. Здесь природа оказалась верным помощником археолога, поскольку нехватка древесины на Оркнейских островах вынуждала жителей строить из прочного камня.
Построенные из больших плоских каменных плит, дома были защищены от холода земляной насыпью и дверьми, запиравшимися на засов. Войдя внутрь, первое, что видел посетитель, был встроенный в заднюю стену шкаф, уставленный самыми ценными предметами домашнего обихода, такими как горшки с рифлёной поверхностью или богато украшенные каменные предметы. Очаги и кладовые были вырыты в полу, а кровати были расставлены так, чтобы мужчины располагались слева, а женщины — справа, — обычай, который сохранился на островах до наших дней.
Удивительно! В домах имелись смывные туалеты: отверстия, подключённые к общей канализации, через которые отходы сбрасывались в море.
Также было обнаружено множество артефактов, которые в сочетании с нетронутой архитектурой дают богатую картину повседневной жизни. Молоко и моллюски подавались в каменных чашах, статуэтки из китового уса изображали идолов, игральные кости были сделаны из моржовой кости, а красоту подчёркивали украшения из зубов косаток.
Жители были фермерами, разводившими овец и крупный рогатый скот. Они наслаждались мирной жизнью на изобильной земле, о чем свидетельствует отсутствие оружия, найденного на месте раскопок.
Элементы здешнего неолитического быта перекликаются с теми, что были позже обнаружены в Южной Англии и Ирландии.
Заселение Скара-Брей началось примерно в 3200 году до н.э. — ещё до египетских пирамид и индийской цивилизации Хараппа, — архитектура его общественного быта, вероятно, была характерна для островов. Этот район находился вдоль Северного морского пути в Северную Европу, и благодаря потоку доисторических путешественников, здесь рождались новые идеи.
На Оркнейских островах впервые была изготовлена рифлёная керамика, и вышеупомянутые комоды.
Его гигантские сооружения, «Кольцо Бродгара» и «Камни Стеннесса», появились тут задолго до Стоунхенджа.
Однако, около 2500 года до н.э. жизнь покинула Скара-Брей. Судя по археологическим данным, это произошло внезапно, как будто люди были вынуждены бежать. Это маловероятно — море, во-первых, было дальше от деревни, чем сегодня. Более вероятно, что люди постепенно отказались от общинного образа жизни и стали жить на одной из изолированных ферм, которыми усеяны острова. Причина этих событий остаётся неясной. Одни указывают на появление правящей элиты, которая форсировала социальную перестройку, другие — на изменение климата, которое сделало землю менее плодородной.
Какой бы ни была причина, судьба Скара-Брей говорит, что образ жизни общества может казаться фундаментальным и неизменным, пока однажды всё не изменится.