Завещание 17-го века, которое вызвало судебную тяжбу из-за дома Уильяма Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне, было обнаружено в одной из коробок в Национальном архиве Великобритании.
Документ был обнаружен главным специалистом по юридическим источникам Дэном Гослингом в коробке с другими бумагами канцелярии, датируемыми 17 веком и более древними артефактами. Оригинал завещания никто не видел более ста лет.
«Это действительно захватывающее открытие, – говорит Гослинг, – показывающее, что завещание Шекспира было исполнено не без коллизий».
Злополучный документ был составлен 25 августа 1642 года Томасом Нэшем, который был женат на внучке Шекспира – Элизабет, и посвящён семейному дому Шекспиров в Стратфорде, известном как Нью-Плейс. Приобретённая драматургом в 1597 году трёхэтажная кирпичная резиденция имела порядка 20 комнат, 10 каминов, большой зал и внутренний двор; по слухам, это был второй по величине дом в округе. Поэт жил там со своей семьёй до самой своей смерти в 1616 году.

По завещанию Нэша поместье должно было перейти к его кузену Эдварду, хотя прав на него у Нэша не было, поскольку Уильям Шекспир завещал этот дом своей старшей дочери Сюзанне, матери Элизабет. Более того, Сюзанна была ещё жива и жила в Нью-Плейс с семьёй дочери, когда завещание было составлено.
«Возможно, Томас Нэш составлял это завещание в расчёте на то, что он переживёт Сюзанну и Элизабет», – предполагает учёный.
Однако, Нэш умер молодым в 1647 году, задолго до кончины Сюзанны и Элизабет, а его завещание создало небывалую путаницу. Мать и дочь были вынуждены получить юридический документ, подтверждающий их право на наследство Шекспира. Эдвард же подал в суд на Элизабет, настаивая, чтобы она выполнила завещание Нэша.
В ходе судебного разбирательства был обнародован оригинал завещания Нэша – тот, который недавно был найден: «Элизабет должна была представить завещание своего мужа в суде и объяснить, почему она не выполнила его условия», – объясняет Гослинг. Затем документ оказался в архиве канцелярии.

Хотя неясно, как прошло разбирательство, Нью-Плейс остался за Элизабет. Когда в 1670 году она умерла, в её завещании Эдварду было предоставлено право на выкуп имущества со словами «в соответствии с моим официальным обещанием, данным ему», что, по мнению Гослинга, свидетельствует о каких-то устных договорённостях.
Дом, однако, вернулся в семью Клоптон, чей патриарх Хью Клоптон построил этот особняк в 1483 году. В 1702 году первоначальное здание было снесено и перестроено. Сейчас оно принадлежит фонду «Место рождения Шекспира».
Последний раз самонадеянное завещание Нэша шекспироведы держали в руках в 19 веке. Документ был в хранилище канцелярии, известном как часовня Роллса. Но поскольку он не был каталогизирован, о нем забыли на очередные сотни лет. Теперь есть надежда, что его больше не потеряют.

