Последние исследования неолитической культуры Винча (она была распространена на территории современной Сербии, а также в Румынии и Венгрии) рисуют нам безрадостный переход от кочевого к оседлому образу жизни. Когда на Дунае 7’700 лет назад впервые посеяли ячмень и пшеницу, а по соседству с жильём человека расположили одомашненных коров, свиней и коз, на человека обрушились новые болезни, передаваемые от животных: грипп и туберкулёз.
Новое исследование древней ДНК человека, основанное на пока не доказанном с помощью других методов прогнозировании иммунных реакций, сделало попытку отследить реакцию древних земледельцев на патогенную среду.
Говорится, что в ходе эволюционного процесса иммунная система человека пережила как воздействие патогенов, так и реакцию на них организма. Последняя может быть более смертоносна, чем вирусы и бактерии. Если бы на древнего человека обрушился коронавирус он бы его не пережил.
Исследователи давно подозревали, что начало оседлого земледелия сделало людей больнее, чем их предки — собиратели и скотоводы. Это было видно на примере турецкого Чаталхойюка, где население в переходный момент испытало воздействие гриппа, сальмонеллы, малярии и туберкулеза. Но для учёных оставалось загадкой, как именно иммунная система человека реагировало на новые вызовы.
Для отгадки пришлось привлечь банк данных современных людей и посмотреть, как их иммунная система отвечает на названные патогены. Так появилась оценка полигенного риска, предсказывающая силу ответной реакции организма на заболевания, основанная на вариантах иммунных генов. Затем оценка была применена к историческим данным — древним последовательностям ДНК из 879 захоронений культуры Винчи и других европейцев, живших 45-2 тысячи лет назад.
Оказалось, что у земледельцев вырабатывалось меньше иммунорегуляторных белков — цитокинов (интерферон, интерлейкин и др.), чем у кочевых соседей. Первые оседлые жители, вероятно, попали под воздействие эпидемии, и лишь дети выживших стали вырабатывать нужное количество цитокинов для устойчивого состояния здоровья.
У нового исследования есть критики, которые указывают на то, что патогены эволюционируют во времени и сравнение нынешних с прошлыми может дать более масштабный результат, чем было на самом деле. Но многие соглашаются с тем, что неолит действительно изменил реакцию иммунной системы европейцев на воздействие вирусных заболеваний.