Многие сетуют, что полки магазинов и салонов заполонили китайские товары. Как оказалось, тенденция эта началась не вчера, а много столетий назад. Новое исследование считает, что знаменитая бронзовая статуя, вероятно, первоначально охраняла китайскую гробницу, прежде чем попасть в Венецию в конце XIII века.
Установленный в Средневековье монумент уже давно вызывал у искусствоведов вопросы – его черты уж слишком «не отражают местных художественных условностей», – пишут учёные в своей работе, опубликованной в журнале Antiquity. Многие детали льва напоминают художественные стили китайской династии Тан, правившей между седьмым и десятым веками. Воспользовавшись изотопным анализом, эксперты обнаружили, что статуя была отлита из меди, которая соответствует руде из бассейна реки Янцзы в Китае.
Они полагают, что статуя первоначально охраняла китайскую гробницу, прежде чем отправиться в Венецию где-то в конце 13 века, когда местные мастера добавили ей крылья.
Изображение крылатого льва, держащего книгу, считается символом Венеции. Это связано со святым Марком Евангелистом, который стал покровителем города в девятом веке.
«Мы не знаем, когда скульптура прибыла в Венецию, где она была видоизменена, кто её создал или когда она была установлена на колонне, где её можно увидеть и сегодня, – пишет один из авторов археолог Массимо Видале из Итальянского университета Падуи. – Венеция – город, полный загадок, и одна из них разгадана: «Лев» Святого Марка – китайский, и прибыл он по Великому шёлковому пути».
Монумент, о котором идёт речь, установлен на большой колонне на площади Сан-Марко, главной площади города. Существует мало письменных упоминаний о нём, но ни одно из них не содержит подробных сведений о его происхождении. Самый ранний документ, в котором описывается необходимость ремонта, датируется 1293 годом.
Согласно исследованию, лев похож на китайскую статую хранителя гробниц, предназначенную для защиты захоронения от зла, и чтобы удержать умерших в их могилах. «Возможно, он был обнаружен венецианскими эмиссарами в Китае в середине 1260-х годов и переделан в Венеции где-то между 1270 и 1290 годами, – рассказывает Видале. – Однако существует несколько правдоподобных гипотез».
К девятому веку Венеция, построенная в лагуне на северо-востоке Италии, превратилась в город-государство, обладавшее значительной морской мощью. К XIII веку Венеция стала центром международной торговли. Венецианские купцы добирались до Персии, Армении и Монгольской империи по торговым путям, которые составляли Великий Шелковый путь.

Самым известным венецианским путешественником был Марко Поло, который отправился в Китай в 1271 году. Отец и дядя Поло, Никколо и Маффео Поло, путешествовали на восток и до него. Согласно одному из исследований, отец и дядя присоединились к дипломатической миссии в Пекине в 1260-х годах.
«Находясь там, они, вероятно, наткнулись на оригинальную бронзовую скульптуру льва, – пишут учёные. – Два Поло, принадлежащие к дипломатическому кругу, связывающего монгольский двор, папу римского и другие державы, возможно, отправили домой большие куски статуи, которые затем были тщательно и кропотливо переделаны в священную эмблему Святого Марка».
Как выяснили учёные, у статуи льва когда-то, вероятно, были рога и более длинные уши, которые кто-то удалил и укоротил.
«Это довольно необычное открытие, – говорит историк средневековья Ханна Шкода из Оксфордского университета, которая не принимала участия в исследовании. – Это свидетельствует о масштабах и интенсивности международных торговых путей даже в этот действительно ранний период».
Вывод исследователей о происхождении крылатого льва «поразителен, хотя, возможно, не так невероятен, как может показаться, – комментирует результаты историк Питер Франкопан из Оксфордского университета, который также не принимал участия в исследовании.
«Подобные открытия не являются чем-то необычным, если внимательно присмотреться к материалам, мотивам и методам, которые сформировали города, которые, как нам кажется, мы знаем, – добавляет Франкопан. – Способность [Венеции] впитывать и адаптировать внешние влияния… вот что придало ей динамизм и устойчивость. … Лев династии Тан как нельзя лучше вписывается в этот образ».