12 октября 1492 года Христофор Колумб открыл Новый Свет. Однако так сложилось, что венец Испании не ограничивается лишь только бриллиантом знаменитого генуэзца. К числу выдающихся первооткрывателей земель и путешественников относится целая плеяда испанцев, в том числе Хуан Элькано, завершивший Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана, Эрнан Кортес, открывший миру Империю ацтеков, Франсиско Писарро, приоткрывший страницу мира тайн инков в Перу. Наконец, это один из моих предков-конкистадоров, открывших побережье Никарагуа.
Испанские первооткрыватели как явление возникли на рубеже формирования первой Испанской империи в результате слияния двух владетельных государственных образований под эгидой Католических королей Фердинанда и Изабеллы.Это явление продолжалось 40-60 лет.
Что же предшествовало ограниченному отрезку времени, когда появилось такое большое число испанцев-первооткрывателей и родоначальников Великих географических открытий?
Аналогичные обстоятельства имели место в ряде других европейских стран (например, Италии). Мои ученики в университете всегда спрашивали, чем мир обязан одномоментному появлению большого количества музыкальных шедевров (главным образом, опер) и появлению грозди феноменальных гениев музыки, которых больше не дала ни одна страна, ни одна эпоха: от Джузеппе Верди до Гаэтано Доницетти, от Винченцо Беллини до Джакомо Пуччини. Более 40 имён-бриллиантов были рассыпаны на бархате итальянской культуры за ограниченный промежуток времени.
Мои размышления просты и одновременно многоярусны. Появление такого количества итальянских гениев музыки, как и испанских пассионариев, продиктовано экстра земными духовными прорывами в общецивилизационном строительстве.
Дать окончательно и бесповоротно объяснение этим двум и подобным явлениям в развитии общечеловеческой цивилизации — почти то же, что объяснить появление и смерть древнеегипетской цивилизации. Несмотря на свои возможности приоткрывать удивительные тайны мироздания, человечество до сих пор не может подобраться к тайне строительства пирамид, объяснив это технологическим развитием.
Сегодня доказано, что не было Большого взрыва и Вселенная не имела начала. Следовательно, она не имеет конца и нематериальна, так как время — тоже энергия.
Человечество идёт вперёд, создавая то тут, то там очаги высокой науки и культуры. Единственное, где оно стоит на месте (а в некоторых странах даже движется назад) — это в вопросах социально-экономического развития. Власть предержащие, как и кокер спаниели, не знают сытости. Скорее бы было изжито это замечательное образование цивилизации, или пусть бы инопленетяне их скопом переселили на какую-нибудь планету, где они перегрызали бы друг друга за обладание кратером.
Однако вернёмся к теме статьи, испанцам-первооткрывателям, великим путешественникам.
Последнее открытие в Архиве Америк в Испании показало, что у их королевских величеств Католических королей не было до брака между собой планов экспансии в мир. Надо сказать, что королевства Арагон и Кастилия были двумя королевствами, скорее обращёнными вовнутрь, чем вовне.
Но падение последнего оплота мавров — Гранады, привело королей к мысли о том, что объединенное испанское государство может начать продвижение в мир. Арабы завоевали Пиренейский полуостров за 5 лет, а христианские правители отвоёвывали свою землю 8 веков. Мистика, но факт.
Видимо, не так уж плохо было сосуществовать вместе трём цивилизациям на полуострове: мусульманам, иудеям и вестготам. Случались эпизоды, когда мавры объединялись с христианами против других мавров или христиан. Лишь иудеи прочно занимали одну позицию: позицию непротивлению злу насилием. Они старались сосуществовать с теми, кто правят данной областью.
К падению последнего оплота мусульман на Пиренеях у Католических королей сформировалось стойкое ощущение о том, как надо начать экспансию. для которой требовалось создать мощный флот . У некоторых соседей Испании флот уже был (в Венеции, Генуе, Португалии, североафриканских государствах), возрастала угроза появления военной армады у турок-османов.
Одним словом, взгляды испанских вождей были устремлены в сторону воды — в море. Затем они быстро стали простираться на гладь Мирового океана. Вскоре были завоёваны Канарские острова и началось проникновение Испании на близкий африканский континент.
Советую прочесть произведение Хосе Ортега-и-Гассета «Бесхребетная Испания», где великий испанец показывает всю стратегию нарождающегося испанского милитаризма — морского экспансионизма. Вот почему испанская казна не щадила средств на покупку и строительство судов у всех, у кого можно это сделать.
Судьба самого Христофора Колумба, которому отказали при португальском дворе, показательна. Он заручился поддержкой королевы Изабеллы, которой, по слухам, пришлось продать часть драгоценностей для финансирования экспедиции. Так был отправлен флот в Индию с целью проложить короткий путь к источнику бесценных даров Востока для приобретения шёлка, пряностей, чёрного перца, гвоздики, кориандра и мускатного ореха.
В эту пору испанский Двор — самый востребованный для проходимцев и авантюристов всего мира. Об этом явлении, пассионарном эпизоде в истории страны, ярко и смачно написано у Карла Маркса. Именно он говорил о том, что испанские крестьяне в эпоху Великих географических открытий пахали землю с помощью плугов из чистого золота. Так он подчеркнул бесперспективность эпохи меркантилизма как начальной фазы мировой вселенской политической системы
Десятки испанских авантюристов, зачастую за свои деньги, набирали моряков и солдат для своих отрядов, предназначенных для проникновения в новые земли: в Новый Свет, Африку, Азию и малоизученные земли Восточной Европы.
Учёные стараются осмыслить пассионарные эпизоды в истории христианской цивилизации. Вывод, к которому они приходят — то, что пассионарные эпизоды были вызваны силой укрепления абсолютной власти как концентрации стратегических национальных задач.
Вывод «работает» и в отношении итальянского музыкального взлёта. Появление плеяды итальянских композиторов и создание ими коллекции выдающихся музыкальных произведений было вызвано национальной идеей итальянской земли по объединению в единое государство и противостояние захватчику — Австро-Венгерской империи, чьи лазутчики шныряли то тут, то там, и вылавливали карбонариев, которые объединялись вокруг отдельных опер. В оперных театрах под видом создания и прослушивания классических музыкальных произведений собирались заговорщики, а оперы становились гимнами освобождения.
В общем-то, это верно и для русской истории. Декабристы и их ближайший круг, мечтавшие об освобождении русского народа от бесправия и нищеты, создали золотую сокровищницу русской музыки, литературы и живописи.