Мои размышления сегодня, конечно же — размышления о вас, мои дорогие женщины. И дело не в том, что сегодня 8 марта — День рождения Клары Цеткин, который было принято отмечать в первой Советской стране как Международный день защиты женщины.
Сегодняшний день — повод, чтобы порассуждать о месте и роли женщины в обществе, как если бы её место и роль были бы давно определены. То тут, то там раздаются голоса о том, что женщине не хватает определённого для неё свыше места в обществе.
Мой покойный отец всегда говорил — Россию спасали, спасают и будут спасать женщины! Когда мама его спрашивала, что он имел в виду, он неизменно отвечал, что Россия и СССР — это пример высокого служения женщины обществу.
Посудите сами — кто вынес на своих плечах тяготы крепостного права? Кто вынес на своих плечах годы солдатчины? Рекрутов забирали в армию до 25 лет служить государю и Отечеству. Кто вынес на своих хрупких плечах три войны уже в советский период? Кто поднял страну, работая на непосильных для мужчин участках в эпоху индустриализации. Кто вынес на себе ужасы коллективизации? Кто восстановил страну после Великой Отечественной Войны? Кто рыл окопы, кормил страну и стоял на оборонных предприятиях без сна и еды, неделями и месяцами? На чьих плечах советская армия вышла из блокады Ленинграда?
И, наконец, кто питал своим духом и силой морали защитников Отечества на всех трёх полях брани — Первой мировой, Гражданки и Великой Отечественной Войны?
Конечно, мой отец вовсе не знал цифр, но теперь, зная цифры (и факты) мы в полной мере можем утверждать, что женская доля в России — это особый разговор и, как говорят в народе, особая статья. Женщина, причём женщина с большой буквы — это и есть настоящий герой, которому впору слагать песни, гимны и строить храмы.
Что имела женщина взамен своего безраздельного и безграничного служения Отчизне? Давайте назовём вещи своими именами. Она никогда не получала должного отношения со стороны властей, мужа, церкви, гражданского общества. Русская женщина всю жизнь, как тягловая лошадь, должна была безответно, не рассчитывая ни на какие бонусы и привилегии, которые имела западная женщина со времён суфражисток, служить Родине.
Почему женщина, на словах имеющая те же права, что и мужчина, не получала в реальной жизни ничего, кроме декоративных знаков внимания со стороны общества и властей. Удивительная русская женщина никогда не сетовала на свою (как мы теперь видим) историческую судьбу. Она полагала и, вероятно, полагает, что её место — место палочки-выручалочки на тот случай, когда придёт беда и её мужчина дрогнет или даст слабинку. То есть, ей как бы говорят: ты должна быть вдвое сильнее своего мужчины на тот случай, «как бы чего не случилось».
Женщина в России не может расслабиться ни при каких обстоятельствах. Она есть как то, что называют англичане last resort — «последний оплот» или «последний редут», после чего отступать некуда.
Так в этом ли суть места и роли женщины в обществе? В реальной жизни за все три века, прошедшие после Великой Французской революции, призывавшей к новому положению женщины в обществе, за все её страдания и тяготы русская женщина достигла не так уж и многого. Ведь мы же с вами понимаем, что место и роль женщины не определяется количеством мест в депутатских собраниях и во властных структурах, а измеряется по совсем другим критериям. Прежде всего, какова её роль в принятии решений в обществе, каковы её социальные блага, как и насколько она свободна в воспитании детей и в инструментах поддержания семьи и родителей. Ведь она появляется на свет не для того чтобы двигать шпалы на железных дорогах, рыть рвы и долбить ломом зимний лёд, спасая страну от надвинувшихся тягот.
В конечном счёте, женщина — это то, ради чего должен жить мужчина. Ведь пафос Средневековья и Возрождения — это образ Дульсинеи или какой-то ещё божественной красоты женщины, ради которой шевалье, рыцарь на своём коне, с копьём наперевес добывал ей диковинный знак внимания в битвах в её честь.
Куда это всё ушло? Ведь формула христианской цивилизации ставила женщину на пьедестал. Вспомним Марию Магдалину. Если говорить о православной цивилизации, то теория Софии — это теория божественного начала, основанная на женской природе. Сложное понимание этой религиозной доктрины расшифровал великий религиозный философ всех времён и народов В.С. Соловьёв, который считал, что в супружеской паре женщина обладает значительно более сильным духовным началом, на котором строится семья. Да, муж — это глава семьи, но душа — это женщина.
Многие западные народы (большинство из них — католики, а не восточные христиане) сохраняют и поныне очевидные элементы матриархата в своих семьях. И это неслучайно. Горские народы Франции и Испании, например, всерьёз и поныне считают, что женщина — это глава клана. Она и мудрее, и добрее одновременно.
В отдельных частях Сардинии, Корсики и Сицилии сохраняется та же традиция. В иной форме, в весьма осовремененном виде, нечто подобное мы наблюдаем и в странах Северной Европы. Особенно в Исландии, Финляндии и Норвегии. Это проявляется, например, в том, что женщины здесь управляют социальными вопросами, вопросами образования, воспитания семьи, а сейчас всё больше и больше они занимаются вопросами окружающей среды и зелёной экономики.
Любопытно, что в Европе растёт и набирает силу движение молодых, совсем юных девушек (14-16 лет) — активных борцов не только за гендерное равенство, но и за сохранение окружающей среды и защиты принципов экологического мышления.
Что интересно — это вовсе не единичный случай, о котором я сейчас говорю. Это довольно большое, и сейчас мы можем сказать массовое явление по всей Европе — начиная от Швеции и кончая Данией.
Неделю тому назад активистки из Швеции провели ряд значительных митингов и манифестаций по крупным городам Германии, где они собирали значительное количество единомышленниц и сподвижников. Так, в Гамбурге митинг в поддержку движения шведских тинейджеров вышло на улицы до 5’000 человек. Я далёк от мысли считать, что это движение охватит массовым образом всю Европу. Но тот факт, что девочки в таком возрасте способны организовать, провести и, самое главное, донести до властных структур свои лозунги — это уже о чём-то говорит.
Вспоминаются слова одной из шведских активисток, которая сказала, что старшее поколение губит природу и общество. «Мы восстали для того чтобы не допустить окончательного краха и сделаем всё от себя зависящее, чтобы наше поколение сделало и нашу жизнь, и нашу природу чище и комфортней». Это производит сильное впечатление.
Вспоминаются слова супруги Жана-Поля Сартра Симоны де Бовуар — основательницы движения феминисток 1950х годов, которая сказала приблизительно следующее: «Без нашей силы мужчины слабы». В чём-то она права. Для того чтобы двигаться вперёд по пути прогресса, мужчина должен быть настолько силён, чтобы женщина могла заниматься тем, чем она и призвана заниматься — вниманием к детям и к мужу. Так и хочется сказать в полный голос: оставьте женщине женское.
Один мой знакомый профессор мне сказал: «Дорогой друг, ты опаздываешь со своими размышлениями о женщине. В Европе давным-давно живёт и набирает силу движение «Мужчина, вон из кухни!». По его мнению, мужчина в Европе давным-давно феминизировался, но женщина так и не эмансипировалась до конца.
Интересно то, что в маленькой Португалии 7 марта объявлен Днём защиты женщины от мужского насилия. Один только прошлый год дал невероятно чёрную статистику в этой стране — 11 погибших от рук близких мужчин женщин. Португалия находится на одном из первых мест в списке стран, где высок процент насилия в семьях. Это очень интересное обстоятельство, которое говорит вот о чём: даже в цивилизованной, как принято считать, богатой Европе тоже есть атавизмы и рудименты мрачного Средневековья.
Россия впереди планеты всей. Эта проблема вообще не стоит у нас в повестке дня. А я так думаю, что если на неё обратить внимание, то и здесь тоже будут неожиданные открытия, я уверен. Ведь дарить тюльпаны и мимозы 8 марта — дело нехитрое. А вот дать женщине то место в обществе, которое она заслуживает — то, о котором как раз и говорила незабвенная Клара Цеткин и её драгоценная подруга Роза Люксембург — пора бы уже ей и дать. А то получается, что 8 марта — это день памяти тех лозунгов и деклараций, так красиво звучавших на заре революции, которые так и не были реализованы в процессе бурного общественного ренессанса.
По положению женщины в обществе судят и о самом обществе. Как говорил один мой (теперь уже покойный) знакомый священник, по месту стариков и детей можно судить о качестве жизни в стране. А я бы добавил со своей стороны — в первую очередь по положению женщины в обществе можно говорить и о положении мужчины в нём. Если положение женщины в обществе убогое, то и положение мужчины не особо значительное.
Хочется в Международный женский день 8 марта от всего сердца поздравить женщин как самых настоящих наших защитниц и покровительниц, от которых мы всегда видели только добро, свет и радость. И пожелать им здоровья, женского счастья и оптимизма. Ибо оптимизм- вечное оружие пролетариата. Исторический оптимизм — это то, что всегда делает женщину величественной, несокрушимой и, в конечном счёте, непобедимой. Спасибо им (женщинам) во веки веков.