Американский бизнесмен Билл Гейтс пытается убедить общество в полезности для их жизни искусственного интеллекта (ИИ), которое, как справедливо опасаются люди, повлияет на рынок труда. Машины всё больше будут производить еду, оказывать услуги, лечить, звонить и всё делать за нас. Если на смену живому работнику приходят машины, разве он не теряет рабочее место и доход? Разве миллиарды людей во всём мире не окажутся лишними в царстве искусственного интеллекта?
«Я не думаю, что влияние ИИ будет столь же драматичным, как это было в эпоху промышленной революции, — уверяет Билл Гейтс, — но оно определенно будет таким же значительным, как появление компьютера. Ведь приложения для обработки текстов не покончили с офисной работой, просто они изменили ее навсегда. Работодателям и работникам пришлось адаптироваться, и они это сделали». Миллиардер добавил: «Если в конечном итоге вы получите общество, в котором для заработка на жизнь вам придется работать только три дня в неделю, разве это плохо?!».
Генеральный директор JPMorgan Джейми Даймон также пророчит переход людей на три рабочих дня. «Ваши дети доживут до 100 лет, не заболеют раком благодаря технологиям, и они, вероятно, будут работать три с половиной дня в неделю», — увещевает он.
Звучит, на первый взгляд хорошо. Вспоминаются большевики, которые шли с лозунгами о 5-дневной рабочей неделе. Это был лозунг не экономический, но политический — он обещал рабочему время для чтения, самообразования и, конечно, для семьи, и при этом полное сохранение дохода — зарплата должна была оставаться не меньше 6-дневного режима оплаты труда.
Для власти это было опасно — образованный и думающий работник начинал её критиковать. Тем не менее, 5-дневная рабочая неделя стала нормой в России и других странах, включая США.
Ещё Джон Мейнард Кейнс пророчил, что в наши дни мы будем работать по 15 часов в неделю. С 1970х годов в мире организации, специализирующиеся на рынке труда, начали «просчитывать» переход на сокращённый режим. Это казалось даже выгодным для государства и давало ему возможность сократить расходы на электроэнергию, улучшить качество воздуха, обеспечить доступность социальных услуг (например, вывоз мусора), снизить потребление одноразовой тары, оздоровить психику людей, поднять производительность и пр. Теперь крупнейшие компании в США (Amazon, Google, Deloitte) тестируют с 2016 года 4-дневную рабочую и учебную неделю, и оказалось, что всё не так хорошо, как об этом говорят.
Что касается усечённых программ образования — тут всё проще, школьник и студент попросту недополучает учебных часов и становится менее образованный, чем его предшественник. Что касается рабочего графика — небольшая тонкость в том, что человек или получает 75% от своего оклада и дополнительный выходной, или увеличивает рабочий день до 10 (вместо 8 часов). В результате от сверхнагрузки страдает его здоровье и падает производительность труда.
В течение 24 месяцев в Швеции проходил эксперимент по сокращению времени работы с сохранением зарплаты людей. К сожалению, эксперимент пришлось завершить из-за его очевидной дороговизны и неэффективности.
Не всюду можно использовать искусственный интеллект, но если ввести повсеместно на законодательном уровне требование сокращённой недели, это приведёт к росту расходов некоторых отраслей, которые не могут это себе позволить, и нарушит экономическую систему общества. Естественно, в пользу цифровых гигантов.
Билл Гейтс и его коллеги неслучайно публично агитируют людей. В большинстве развитых стран мира 2023 год является годом окончания пилотных проектов и рассмотрения законодательных изменений в движении к 4-дневной недели без сокращения размера оплаты труда. Законы пройдут, если это действительно приносит выгоды властям.