Благодаря генетике, музеи начали группировать экспонаты по родству

походы викингов

Генетический анализ, доступный сегодня учёным, открывает возможность для переосмысления истории в разрезе семейных связей. Это даёт свои первые плоды, в частности, в отношении эпохи варягов (викингов), живо интересующих как российское музейное сообщество, так и Европу. Новые экспозиции по истории викингов пестрят не только новыми артефактами, но и новыми подходами к подаче материала.

В Национальном музее Копенгагена открылась выставка под названием «Набег» (Togtet), название которой отдаёт дань основному виду деятельности скандинавских военизированных образований. Здесь бок о бок расположились два родственника-викинга, останки которых были найдены по разные стороны Северного моря — один погиб в Дании, второй — в Англии.

«Мы получили редкую возможность совершить «великое открытие» — найти родственников среди викингов, — рассказала археолог Жаннет Варберг, — Тот факт, что они умерли за тысячу километров друг от друга, проливает свет на перемещения викингов по Европе».

Возможно, сводные братья (или дядя и племянник) погибли единовременно, но их смерти могли произойти с разницей в целое поколение. Генетический анализ не может ещё точнее определить дату смерти, а в захоронениях нет другой «наводки» на неё. Но в промежутке не более 50 лет эти мужчины умерли насильственной смертью в разных странах, довольно далеко находящихся друг от друга.

Викинг из Дании — старший брат или дядя второго викинга, был высокорослым фермером около пятидесяти лет от роду, и страдал артритом и лёгочным заболеванием (туберкулёзом?). Этого пожилого больного человека кто-то пырнул ножом в бок, и не зажившая рана стоила ему жизни. Был ли это викинг на покое или он получил ранение в походе — этого наука пока утверждать не может.

Викинг из английского Оксфордшира однозначно погиб на службе — он был убит не один, а вместе с 35 другими викингами. Тело молодого бойца было испещрено ранами, полученными от разных видов оружия, в том числе девятью ударами по голове. Но и эта смерть вызывает вопросы: «Мог ли молодой викинг пострадать не от боевого противника на поле брани, а от расправы над датчанами, инициированной в 1002 году королём Этельредом II?».

Король боялся пришельцев и имел сведения, что они собираются захватить контроль над страной. Поэтому монарх издал указ, побуждающий умертвить викингов ещё до того, как они могут осуществить задуманное.

Углеродная датировка говорит о том, что смерть двух родственников наступила между 960 и 1020 годами. Около этого времени скандинавские воины находились на службе русских князей, которые их использовали в период междоусобиц, в затем также стремились от них избавиться, после выполнения боевых задач.

Например, в 979 году князь Владимир (Вальдимар конунг, как его звали скандинавы) привлёк к захвату киевского престола Олафа Трюггвасона — будущего короля Норвегии, и других варягов, но не расплатился с ними так, как они того хотели. Уже в 981 году часть варягов направляется искать счастья в Византию, а Олаф, заподозренный в связи с женой господина, вынужден был уйти по Балтике вверх.

Говорят, что Владимир не без участия этого викинга принял христианство и крестил Русь. Но доподлинно известно, что после провозглашения Олафа Трюггвасона конунгом Норвегии в 995 году эта страна была крещена.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку