Коррида или бой быков зародилась в незапамятные времена и была популярна 5 тысяч лет назад практические во всех странах и государствах. Она оставила следы как в эпосе (очень ярко в минойской культуре), так и в изобразительном искусстве. Известно, что таврические (таурус — бык) игры были популярны в Фессалии и Древнем Риме.
Коррида символизировала собой противостояние природы и цивилизации, а также давала возможность элитам утвердить своё право на помпезные зрелища. Она обеспечивала и обеспечивает рабочие места сотням тысяч людей по всему миру, приносит доход частным благотворительным организациям и государственным учреждениям социального обеспечения в странах, где считается национальным благосостоянием.
Культ боя быков сохраняется в 23 государствах, прежде всего, в Испании, 15 странах Латинской Америки и на Филиппинах. Наименее известны из них — Армения, США (Калифорния), Португалия и Франция, наиболее известна — Испания, где проходит главный фестиваль Фиеста де Сан-Фермин, во время которого быки бегают по улицам Памплоны. Даже там, где остаётся лишь форма корриды, бой быков выполняет свою роль коммерциализированного массового развлечения.
65% испанцев проявляют интерес к корриде, но платные мероприятия посещают лишь 10%. Региональные правительства выделяют создателям шоу субсидии и гранты, поддерживая этот интерес. Однако зрелище, считающееся кровожадным, порождает политические дискуссии, и финансирование время от времени сокращается, нанося ущерб основной статье национального дохода от корриды — разведению поголовья быков.
В этой позиции кроется разгадка того, почему именно Испания держит за собой первенство в корриде и имеет рынок порядка 1.4 миллиарда евро. Начиная с XVIII века многие королевские дома Европы и аристократические семьи соревновались в том, чтобы представить на ринге самых свирепых особей, но только испанские Бурбоны сумели вывести по-настоящему энергичное поголовье быков. Отсутствие местного стада — одна из причин, по которой корриды так и не прижились полностью в Италии и Франции.
Корриды в Латинской Америке в экономическом смысле являются побочным рынком к испанскому — в высокий сезон тореадоры работают на испанских мероприятиях.
Но почему мы взяли эту тему сегодня?
- Потому что 14 августа началась Первая Мировая война. Война, унесшая 250 миллионов человек, если учесть жертвы Второй Мировой войны — продолжения первой вследствие неразумной политики Австро-Венгрии, аннексировавшей Боснию вопреки желанию России и вызвавшей к жизни сильнейшее террористическое движение младобоснийцев.
- 14 августа — национальный день в Португалии, получивший название День боя быков.
В этот трагический для всего мира день на тему начала войны написали все. Мы — отступники, хотим выразить своё уважение тем, что хотим рассказать о курьезе: некоторые считают атавизмом и рудиментом прежних цивилизаций, а мы, наоборот, хотим подчеркнуть значение проявления исторических символов и традиций в истории мировой экономики
Этот день в Португалии отмечается по двум причинам. Первая — малая страна Европы с великой историей великой державы поражена комплексом малой нации перед лицом вездесущего потенциального агрессора — испанской короны.
Португалия — единственная страна, отмечающая национальный праздник как день независимости от другой европейской страны. С 1580 по 1640 годы она была колонией Испании, о чем напоминает каждый камень и каждый сантиметр португальской земли.
С другой стороны, Португалия, как и Испания — Пиренейская страна, которая прошла все сходные этапы исторического пути: от завоевания финикийцами, греками и римлянами до многовекового владычества мусульман и всех алгоритмов цивилизационного развития.
При этом Португалия — единственная европейская страна, которая так больно дала под дых своему соседу, как это могла сделать только та цивилизация, которая блестяще изучила его культуру: сохранить культ боя быков, но при этом вынув из него начинку, кровожадный спектакль. На арену боя быков здесь выходит не боевой бык, а обычное стадное животное с рогами, ведомое артистами на веревке. Ему противостоят матадоры на лошадях.
Спектакль сводится к красивым пируэтам и сальто-мортале, которые под жаркие аплодисменты раскрашенных дам и элегантных джентльменов совершают спортивного вида юноши, показывая примеры высокого акробатического искусства.
Испанская коррида — зрелище иного порядка. В 2023 году в Испании погибали в неравной схватке тореадоры. Когда разъяренный бык насквозь прокалывал живую плоть человека, ревущая публика, в основном прекрасный пол в сомбреро и сигарами в зубах, истошно выла от восторга, что на песке арены лежит молодое сильное мужское тело.
Когда Наполеон, обманным путем захватив власть в Мадриде и посадив королем любимого брата — Жозефа (которому он обещал корону сразу двух стран — Испании и Португалии), тот, увидев отчаянное сопротивление простого испанского народа (а не аристократии!), совершил насилие над французским сознанием, вернул бой быков, запрещенный королем Бурбоном, бежавшим перед лицом французского узурпатора из страны. С момента, когда Бонапарты легализовали бой быков, началась новая история зрелища в Португалии.
До этого здесь бой быков проходил по тем же правилам, что и в Испании. Но ощутив весь ужас французского нашествия и обуреваемые неприятием ко всему, что может быть связано с Бурбонами, португальцы единодушно приняли решение отказаться от кровожадной версии боя быков, оставив лишь артистические формы и зрелищность древнего спектакля.
Моё первое впечатление от боя быков связано с подобной версией корриды. Меня — 10-летнего ребенка, впервые попавшего в Испанию, повели на обманный бой. Это было осознанно совершено отцом из гуманитарных соображений. Для этого меня повезли в соседний городок Эндай из города Ирун, где проходила французская версия боя быков. Там я и познакомился с португальской версией чисто испанского действа.
Во Франции, как и в Португалии, быка не убивают. Суть зрелища состоит в том, что молодой акробат перепрыгивает туда-обратно через туловище животного, совершая немыслимые труляля.
Уже во взрослом состоянии, в 18 лет, я от начала до конца посмотрел бой быков на настоящей арене в Испании. С тех пор я убеждён, что мировая экономика как и мировая цивилизация вообще должны развиваться по тем азимутам и в соответствии с теми трендами, которые диктуют национальные исходные, а не привнесенные извне бациллы цивилизации, сколь полезными бы они ни казались.
Всё вернется на круги своя. Что-то запретить или чему-то не давать ход по сколько бы ни казавшейся важной аргументации, ни к чему хорошему не приведёт. Произойдёт то, о чем говорил великий Гораций: «Побежденная Греция передавала свою культуру победителю — Риму, который воспринимал её вскоре как свою собственную, и затем её передал последующим народам».