87-летний монарх Испании в изгнании, или «король в отставке» Хуан Карлос I, во весь свой 2-метровый рост, звучным голосом Бурбона произнес: «Примирение»! Этот гениальный государственный деятель, самый великий из блестящей плеяды уходящего XX века, в которую вошли Черчилль, Рузвельт, Аденауэр, издаёт мемуары, которых боятся и с нетерпением ждут.
Книгу «Примирение», написанную в соавторстве с Лоуренс Дебре, прочтут все испанцы и все цивилизованные люди во всем мире, как прочли воспоминания Наполеона. Многие поначалу говорят: «Мы это читать не будем, мы оппоненты и не хотим забивать себе голову чужеродными мыслями, с которыми не согласны». Уверяю: прочтут все, хотя бы благодаря тому, что автор этих мемуаров — первый монарх, уступивший место единоутробному сыну вопреки своей воли. Король не хотел уходить, его «ушли».
В последние годы он живёт в резиденции на острове Нурай, неподалеку от Абу-Даби, где окружил себя тремя вековыми оливковыми деревьями, привезенными из Испании, и тоскует по родной стране. «Они дают мне ощущение, что я живу с частичкой Испании», — говорит он.
Но его главная книга будет выпущена сначала во Франции, и вскоре, но лишь затем на родине.
Хуан Карлос I находился у власти в Испании 40 лет — это были годы становления демократии и роста экономики страны. Публикация приурочена к 50-летию парламентской монархии и будет содержать взгляд на неё из первых уст, от первого лица. Главная цель — примириться с самим собой, со своей семьёй и, в конечном счёте, со страной. И, конечно, отдать дань уважения любимой супруге, королеве Софии.
«Мой отец всегда советовал мне не писать мемуары», — пишет автор. — Короли не исповедуются перед народом, они стараются сберечь свои секреты в тени дворцов. Почему я ослушался его сегодня? Потому что я чувствую, что они крадут мою историю».
В мемуарах описываются государственный переворот 23 февраля, ключевые моменты переходного периода, личные радости и семейные трудности, включая интимные подробности периода изгнания, одиночество и разрыв с сыном — от детства в Эшториле, отношений с родителями и бабушкой Викторией Евгенией, юности в Португалии до восшествия на престол и периода, когда он был у власти.
В связи с ограниченным доступом к личным архивам, бывший монарх основывается на воспоминаниях и свидетельствах друзей и родственников.
В книге будет рассказано, как из захолустной европейской провинции Испания превратилась в демиурга, актора европейской и мировой политики. Вспомните, как заткнул рот Уго Чавесу испанский король на одном из заседаний Ибероамериканского сообщества наций!
Для того чтобы быть великим монархом, не обязательно иметь двухметровый рост, широкие плечи и даже зычный голос. Не обязательно хорошо сидеть в седле и успешно играть в крикет. Надо всего-навсего знать хитросплетения европейской политики и прежде всего вариться в среде действующих монархов в странах с действующей конституционной монархией.
В эпоху, когда главной монархической династией являются Ольденбурги (Бурбоны — на втором месте), Хуан Карлос — дуайен среди монархов, действующих в активной политике, и продолжает быть играющим тренером. Ни одно решение в Испании, да и в Европе не обходится без августейшего прикосновения и мудрого совета «ветерана монархического фронта».
Хуан Карлос I никогда не складывал крыльев и не мечтал о покое, который ему только снится.
Никогда ни один монарх в мире не реагировал на критику о наличии той или иной фаворитки или удачной или неудачной охоте на очередного носорога. Хуан Карлос всю жизнь удачно избегал скандалов и происшествий, ибо его фигура затмевала все второстепенные события в политической жизни страны и третьестепенного порядка в его личной жизни.
На первом месте для него всегда была защита демократии, нации и интересов людей. Самый большой демократ в Испании — это монарх, потому что нормы демократии в стране (образцово-показательные) ввел Хуан Карлос.
Падре Бартоломе Висенс Фиоль, духовник короля, свидетельствовал о том, что монарх сам придумал ключевые положения испанской конституции, а уж положил их на бумагу герцог Кадисский дон Адольфо Суарес.



