Часовенные старообрядцы — многочисленная и умеренная ветвь 400-тысячной армии староверов России, живущих сегодня в отдалённых уголках страны. Но и они воспринимают современную цивилизацию с большим трудом. Тем не менее, ряд полезных изобретений человечества постепенно находит у них понимание. В частности, часовенные старообрядцы деревни Безымянка в Красноярском крае согласились установить у себя высокотехнологичный газоанализатор состояния здоровья.
«Ближайшая больница к поселению находится в 200 км, вследствие чего жители Безымянки не имеют возможность получать своевременную медицинскую помощь», — объясняет решение об установке оборудования в фельдшерско-акушерском пункте старообрядцев пресс-релиз биотехнологической компании «Сайнтификкоин».
Съездить в больницу из труднодоступного поселения зимой можно на только снегоходе, в другое время — на вертолёте. Аппарат же, в разработке которого приняли участие учёные Сибирского отделения РАН, даст возможность отследить состояние здоровья староверов в режиме онлайн.
«Каждый житель поселения один раз в неделю будет проходить тестирование на устройстве, в результате чего мы разработаем нейросеть, которая сможет давать каждому человеку уникальные рекомендации на основе изменений его выхода. По сути, результатом постоянного тестирования станет индивидуальная карта здоровья. Это масштабируемая технология, которая в скором времени может быть доступна каждому», — говорит Руководитель проекта Healthmonitor Максим Дведенидов.
Деревня Безымянка — часть обширного старообрядческого поселения, включающего в себя также сёла Каса, Налимное, Казанцево, Ломоваток, Тарасовка и Луговатка. Староверы уже многие десятилетия привлекают к себе пристальное внимание РАН. Учёные отмечали, что ещё в 1990 году община карала своих членов за использование радиоприёмников, но дозволяла им использование электрических чайников, кои «подобны самовару».
У часовенных старообрядцев строго воспрещается есть некоторые продукты, в частности, «лакомые яди, сухое молоко, дрожжи, сушки, пряники, маргарин, и что-либо в банках», пить спиртное и курить, а также пользоваться одной посудой с иноверцами.
В труднодоступную тайгу староверы бежали от коллективизации и гонений советских властей. Это позволило им отчасти избежать нежелательного сотрудничества с «кадровыми» и многих прелестей советской действительности, о которых сегодня не принято вспоминать. В частности, Красноярское УМГБ в 1951 году разгромило старообрядческий Дубчесский скит и рассадило пустынников и крестьян на длительные сроки концлагерей. Об этом писал в «Архипелаге ГУЛАГ» А. Солженицын.
Не только власти, но и медработники долгое время считались у староверов, которые лечились народными средствами, бесовщиной. Эти люди зачастую не ложатся в стационар, не делают операций и прививок, но обращаются к своим врачам — знахарям. Но телемедицина, как мы видим, показалась им интересной и безвредной с точки зрения Веры.