Предложение услуг таксомоторных парков выглядит беззаботно. Смотрим, например, сайт такси Максим, где клиент может заказать перевозку с выбором вариантов комфорта и попросить о добротном наборе дополнительных услуг. Но что будет с рынком такси после 2026 года в свете принятия законопроекта о закупке исключительно локализованных в России такси?
Постепенно в Москве иномарки сменят «Москвичи», Tenet, Evolute, BAIC, Lada, Omoda, Jetour, Kaiyi, и другие автомобили «с российскими паспортами», у которых сегодня нередко отсутствуют опции, к которым привык клиент. Смогут ли люди по-прежнему выбирать себе уровень комфорта и платить за услуги скромный, доступный многим чек?
Это будет зависеть от того, насколько хорошо российские производители, пролоббированные Минпромторгом, удовлетворят возникший спрос. Программа рассчитана на долгий срок, её основной этап вступает в силу с 2033 года – к тому моменту локализованные в России европейские производители вернутся на российский рынок (многие предусмотрели возврат), и с ними потребуется выдержать конкуренцию.
Ранее таксисты высказывались в том роде, что локализованные автомобили не только сокращают возможности комфорта для пользователей и не удовлетворяют потребности бизнес-класса, но стоимость владения, а за ней цены на услуги такси резко возрастут.
Наверное, у каждого москвича есть приложение такси в телефоне. После подорожания услуг, многие уже начали реже использовать его. По данным МТС банка, в I квартале цены увеличились на треть к 2023 году – сокращение спроса составило 35%. Вопрос действительно стоит ребром – рынок высоко чувствителен к стоимости проезда.
Заказать такси онлайн будет по-прежнему возможно, но рынок сузится за счёт ушедших из него полумиллиона предпринимателей (половины от общего числа). Вслед за сокращением предложения не только цена, но и время ожидания возрастёт.
Каждый третий предприниматель отрасли был согласен перейти на отечественный автопарк, а две трети предпочли бы продолжить использовать иномарки. Последние будут стараться использовать автомобили после привычного 5-летнего срока службы – это приведёт к старению автопарка такси в стране и возросшим ценам на ремонт, которые отразятся на стоимости услуг для клиентов.
Эксперты говорят о том, что уже в 2025 году цены на услуги такси вырастут на 15-20%. Спрос упадёт снова на треть.
Ранее исследователи говорили о том, что комфорт поездки – это главная причина выбора в качестве средства передвижения такси. В то же время, важнейшими критериями обращения к услугам перевозчиков являются цена и время ожидания.
Соответствие этим критериям с точки зрения доступности и скорости подачи машины было и остается большим достижением российского рынка такси. Хочется верить в то, что и после 2026 года рынок найдёт формулу удовлетворения спроса и сохранит качество жизни россиян.