Известно, что внешность имеет большое значение для первого впечатления, но есть и другие качества, которые завоёвывают людские сердца.
Учитывая то, как быстро мы формируем мнение о человеке, даже мельком взглянув на него, а так же наши усилия по созданию благоприятного первого впечатления о нас, легко предположить, что внешность — это то, что важнее всего в поиске партнёра. И хотя внешняя привлекательность имеет значение, однако внутренние качества играют куда большую роль.
Согласно опросам, красота и сексуальность занимают среднее места в ценностных предпочтениях людей. Удивительно, но материальные успехи, такие как финансовая обеспеченность и владение красивым домом, находятся ниже.
А вот такие черты, как уживчивость, экстраверсия и интеллект оцениваются в партнёрах выше, как среди мужчин, так и среди женщин.
По словам профессора психологии Грега Вебстера из Флоридского университета, в подобных опросах предвзятость, обусловленная социальной желательностью — или наша склонность давать ответы, которые, по нашему мнению, позволяют нам хорошо выглядеть в глазах других. Это может означать, что проведённые опросы дают слегка искажённые данные, но даже в этом случае люди обычно говорят, что предпочитают внешности такие качества, как интеллект.
Но, когда заходит речь о реальном свидании, предпочтём ли мы личность красоте?
Да, говорит Джесс Олдерсон, соучредитель приложения для знакомств So Syncd, которое требует от пользователей прохождения психометрического теста для измерения личностных черт.
В выборке из более чем 1000 пользователей почти 90% отдали предпочтение индивидуальности, а не внешности.
Измерить чью-либо индивидуальность непросто. Психометрические тесты, которые обычно имею форму вопросника, десятилетиями использовались в психиатрии как способ количественной оценки личности. Эти тесты, как правило, измеряют, насколько люди согласны с утверждениями типа «Я — душа вечеринки».
Психологи часто используют тест «Большая пятёрка», который оценивает людей по пяти качествам – открытости новому опыту, добросовестности, экстраверсии, покладистости и невротизму. Считается, что эти пять черт довольно распространены, однако «Большая пятёрка» не лишена критики. По словам Вебстера, рассмотрение только пяти черт даёт довольно ограниченное представление о том, что движет людьми.
Несмотря на несовершенство, психометрические тесты помогают выявить сходства и различия между людьми, помогают получить описание характера. И некоторые наши черты действительно могут подсказать, насколько мы подходим для серьёзных отношений.
Из «Большой пятёрки» приятность, которая является показателем навыков межличностного общения (или то, насколько мы заботливы и сострадательны), играет важную роль для обоих полов при первичной оценке желательности свидания, является самым сильным сигналом удовлетворённости текущими и будущими отношениями и единственным значимым сигналом расставания. Как для мужчин, так и для женщин физическая привлекательность должна сочетаться с добротой, чтобы сигнализировать о желании серьёзных отношений.
Быть приятным человеком «необходимо для гармоничных долгосрочных отношений», говорит Вебстер. «Доброта — это своего рода необходимость», — говорит он, добавляя, что вступить в отношения с кем-то, кого вы не считаете добрым, проблематично.
Вебстер говорит, что наше восприятие личности своей и других людей формируется нашей системой отсчёта. Например, более добрые люди склонны видеть в других людях доброту и дружелюбие, и наоборот, и нас привлекают люди, которые разделяют схожие с нами ценности. Поэтому, возможно, мы склонны к тем, кто очень похожи на нас по характеру.
Социологи Терри Орбух из Мичиганского университета и Сьюзан Шпрехер из Университета штата Иллинойс говорят, что качества, которые весомы для завязывания знакомства — это то, насколько другой человек похож на нас физически и генетически, насколько близко он живёт от нас и одобряем ли мы его друзей. Это объясняет, почему сходство так важно. Партнёры, сообщающие о высоком уровне сходства в таких личностных чертах, как добросовестность и открытость, имеют преимущество перед другими парами в своей способности решать проблемы и справляться с повседневными задачами.
То, что мы должны искать партнёров, которые похожи на нас и разделяют некоторые из наших черт внешности, географии и социальных групп, является «самым основным принципом привлекательности», соглашаются психологи Эллен Бершайд из Университета Миннесоты и Гарри Рид из Университета Рочестера.
Однако некоторые различия тоже могут быть притягательными. Например, мы предпочитаем работать в командах, уровень экстраверсии которых противоположен нашему, так как это помогает нам развивать новые качества.
«Логично, что мы эволюционировали так, чтобы нас привлекали люди, которые в какой-то степени отличаются от нас самих, — говорит Олдерсон, чьё приложение подыскивает профили людей с дополняющими друг друга чертами характера. — Мы создаём более сильную команду, и у нас больше шансов выжить. Но опять же, вам необходима какая-то схожесть, которая сближает».
Психометрический тест, используемый в приложении So Syncd, отличается от «Большой пятёрки», но задаёт вопросы по схожим темам – например, насколько общительны пользователи или легко ли они устанавливают эмоциональные связи. «Мы подбираем пары, у которых достаточно сходства, чтобы сформировать прочную связь, и достаточно различий, чтобы вызвать искру восторга, — говорит Олдерсон. — Однако, я бы поостерёгся заявлять, что пары с любым типом личности могут сработать. Если вы слишком похожи, это может быть немного скучно, а когда вы слишком отличаетесь, это может стать обременительным для повседневной жизни».
В отношениях доброта в сочетании с другими привлекательными чертами характера помогает проявлять лучшее в людях, говорит Вебстер. В исследовании, проведённом в соавторстве с Анджелой Брайан и Амандой Махаффи, учёные анализировали социальное, физическое и финансовое доминирование людей и влияние доброты на привлекательность.
Исследователи говорят, что все три типа доминирования привлекательны, поскольку они обещают своего рода защиту или доступ к базовым потребностям, таким как еда и кров, и даже потребность в роскошном образе жизни. Но доминирование может быть использовано как во благо, так и во зло.
«Мы можем рассматривать как доминирование, направленное на личные взаимоотношения, так и направленное вовне, — говорит Вебстер.. — Люди хотят, чтобы партнёры доминировали социально, физически или финансово, но не обязательно по отношению к своему партнёру».
«Одно дело, если вы способны доминировать над другими людьми, но готовы ли вы поделиться этими ресурсами со своим романтическим партнёром?» — вопрошает он.
Когда дело доходит до поиска подходящей пары, говорит Вебстер, доброта подчёркивает остальные достоинства нашей личности. Поэтому быть добрым действительно столь ценно.