Вопрос, который я сегодня себе задаю, в день Святого Лазаря из Вифании — это что даёт революция, как отвечает на него церковь.
Хотя считается, что есть революции с женским лицом, как Кубинская, а есть революции со свиным рылом, как в других странах, революция — это всегда форма выражения насильственным путем заветных и сердечных чаяний большей части населения.
Кубинская революция отличалась от всех остальных тем, что вожди этой революции никогда не отрицали духовной составляющей, помимо того, что провозглашали смену кровавого диктаторского режима американской марионетки Батисты.
Фидель — выходец из христианских кругов. Основатель и вождь ортодоксальной христианско-демократической партии, он признавал в кубинском народе глубокие религиозные корни.
Основатель и вождь первого кубинского независимого государства — кубинец испанского происхождения Хосе Марти — родоначальник целой династии архиепископов на Кубе. Это всё равно что Гамба в Ватикане. Есть ряд династий, которые традиционно были приобщены к церковной иерархии.
На Кубе широко отмечается День Святого Лазаря из Вифании. Святого, мало где так почитаемого, как на Кубе. Его имя связано с воскрешением, после которого святой стал первым епископом Ларнаки на Кипре, назначенным непосредственно святым апостолом Павлом.
17 декабря — день памяти Святого Лазаря, на Кубе стал поистине всеобщим днём. В этот день у храма Святого Лазаря в окрестностях Гаваны собираются все конфессии, включая особые, местные.
Сантерос (сантерия) — движение, которое зародилось и развернулось ещё в первую волну прибытия черных рабов из Западного побережья Африки на Кубу. В основу этого псевдокатолического культа заложены традиционные культы народов Западного побережья Африки.
Именно на Кубе и на Ямайке пустили корни такие культы, как культ Сантеро и Вуду. Сантеро — культ, в котором участвуют практически 80% католического населения Кубы. Последнее не атеистично, а очень даже религиозно, но религиозность здесь носит очень специфический характер.
Фидель, придя к власти, сразу договорился с церковью, что если она будет вести себя «прилично» и не будет замахиваться на власть, её не будут «прижимать» в религиозных делах и исполнении культов верующих острова. Договоренность действовала как по отношению к католикам, так и примыкающим к католикам Кубы околокатолическим культам.
Напоминаю, что в основе культа Святого Лазаря — Сантеристы, лежат не один, а несколько африканских культов. Но для того чтобы они могли отправляться, верующие рабы могли собираться открыто, церковь должна была благосклонно к этому отнестись: разрешить эти культы как культы одного из католических святых.
Был выбран Святой Лазарь потому что о нём крайне мало сказано в Святом Писании. Зато апокрифические тексты, включая «золотую легенду», оставляют широкое пространство для фантазий.
Движение Сантерос сразу поддержало революцию Фиделя, и половина руководства повстанцев ещё на Сьерра Маэстро на половину состояло сантеристов. Фидель помнил о большом участии верующих в «Движении 26 июля», с которого началась революция 1959 года),
Нечто подобное было в России, поэтому Ленин легализовал староверов и в первое время не трогал их. Старообрядцы были самым преследуемым религиозным течением в старой России, где их официально власть признала в 1905 году, разрешив исповедовать веру и не подвергая репрессиям.
Большинство старообрядцев (Рябушинские, Хлудовы) не просто снабжали деньгами революционеров: от эсеров до большевиков, но и физически участвовали в движении. Хрестоматийный пример — дружба Саввы Морозова с семьёй Максима Горького. Через возлюбленную — актрису МХАТа Андрееву Морозов передавал революционерам деньги и оружие.
Мировой опыт революций учит — если уж ты взялся за такое нелегкое дело, как проводить в жизнь революцию, то сначала изучи все религиозные движения и культы в своей стране.
Надо отдать должное Фиделю — он сдержал своё слово. Ни один из множества культов Кубы, а главное, культ Святого Лазаря, никогда не были в загоне. Отрезание голов петухам, многолюдные церемонии, производящие экзотическое впечатление на туристов, распространены по всей стране.
Лазаря особенно чтят в Сантьяго-де-Куба — второй столице Кубы. Фактически, здесь это первая из двух религий. Посчитать, кто чистый католик, а кто — католик-сантерос невозможно.
Практически в каждой семье, особенно в семьях кубинской интеллигенции, можно увидеть символы так глубоко пустившего корни на Кубе культа.
По широко распространенной на Кубе легенде, шаманы — вожди культа, время от времени дают свои оккультные прогнозы вождям Кубинской революции, и так было на протяжении всего времени существования независимого государства.
Культ Святого Лазаря — довольно подробно изученный культ. Ему посвящены монографии и фильмы. В западном полушарии — Мексике и других странах Латинской Америки, существуют институты, изучающие (часто и исповедующие) культы.
Кубинское общество далеко не однородно в религиозном плане. Внешне оно объявлено как католическое. При этом в нем мирно сосуществуют два несоперничающие религиозных ядра.