Дени Дидро и коллекция живописи Екатерины Второй

Дени Дидро и коллекция живописи Екатерины Второй

Великолепный век, Роскошный век, Век рококко и барокко, Век Просвещения — это малая толика тех названий, которые перемещаются из одного учебника в другой применительно к 18 столетию. Отдельно стоит другое название, также имеющее право на существование, а зачастую даже доминирующее среди вышеназванного продолжительного синонимического ряда — Век Дени Дидро.

Сразу хочу сказать, что я — поклонник этого человека, поскольку никто не сделал столько для России из иностранцев. Если кто-то думает, что оказавшими максимальное влияние на российскую власть иностранцами были Клара Цеткин, Георгий Димитров, Пальмиро Тольятти или Адам Мицкевич — они ошибаются. Нет, это был именно Дени Дидро, потому что именно он был в переписке с Екатериной Второй — малообразованной, бесконечно некультурной, но неизменно стремящейся к высотам и статусу самой просвещенной абсолютной монархини в Европе русской царицы.

Подобными амбициями обладала ещё Марина Мнишек, которая реализовать их не смогла и сделала историческое прорицание: «Романовы плохо начали, но ещё хуже кончат». Это произошло после потери трона и краха всех надежд, когда несмотря на все заверения Михаила Романова трехлетнего сына Марины Ивана сохранить и даже приобщить к власти, его казнили через повешение на Болотной площади. А вот Екатерина, в отличие от Марины Мнишек, сделала себя реально просвещенной владычицей России, и на некоторое время обеспечила потомкам престол.

Начальные позиции цариц были близки. Екатерина не представляла себе культуру и религию страны, где ей предстояло быть властительницей, но затем она работала над познанием страны и философии своего времени. Замечу, что великая Татария и великая Московия, как она обозначалась в Европе, возглавлялась немецкой принцессой, не имеющей при этом ни единой капли русской крови и приехавшей в Россию.

Верне К.-Ж., Восход солнца, Франция, 1746
Верне К.-Ж., Восход солнца, Франция, 1746

Сначала через переписку, а потом и лично Екатерина попала под очарование Века Просвещения и, находясь под влиянием практически всех просветителей, начиная от великого швейцарца Руссо и заканчивая Вольтером. Они помогли Екатерине создать не только величайшую библиотеку (всё время правления Екатерины её эмиссары рыскали по Европе и собирали редкие книги)

Екатерина Вторая состояла в переписке с Дени Дидро, который собрал ей библиотеку и вовлёк её в обсуждение главного произведения своей жизни — «Об общественном договоре»; документ, который затем лёг в основу всех без исключения республиканских конституций всего мира.

Дени Дидро дважды был в России и через императрицу повлиял на её государственное устройство хотя бы тем, что Екатерина всерьёз занималась «конституционными преобразованиями», пусть и далёкими от изменения устоев абсолютной монархии.

Дроллинг М., Мальчик с виноградом, Франция, 1794
Дроллинг М., Мальчик с виноградом, Франция, 1794

Во 38 лет правления императрицы не было ни одной смертной казни, кроме казни самозванца — самопровозглашенным Петром Третьим, явно намекавшего своим появлением на то, что Екатерина была автором заговора по свержению законного императора — своего мужа, и незаконно заняла престол.

Во многом относительная гуманность Екатерины вдохновлена Дени Дидро. Он как духовник внушил императрице, что восточный деспот в юбке (из писем следует, что она не отрицала свой статус) может и должна стать самым просвещенным монархом в Европе.

Исключительно важна роль Дидро в создании величайшего творения вновь нарождающегося вида искусства — коллекционирования, выразившегося в появлении Эрмитажа — первой коллекции картин в России. Здесь надо особо оговориться, что коллекция, созданная Екатериной и затем ставшая первоосновой для того что впоследствии получило название Эрмитаж, было самой крупной коллекцией в мире (с ним может поспорить только Эрмитаж). Это уже само по себе выдающееся явление.

Ланкре Н., Концерт в парке, Франция, Начало 1640-х
Ланкре Н., Концерт в парке, Франция, Начало 1640-х

Дени Дидро проводил специальные перфомансы — экспозиции перед Екатериной Второй с участием артистов, музыкантов и искусствоведов, целью которых была покупка августейшей особой не отдельных картин, а целых коллекций картин, ваз, гобеленов и книг, которые в совокупности назывались антиквариатом по принадлежности к сюжетам, темам и датам изготовления. Некоторые из них привозились из Помпей и других мест античных раскопок.

Екатерина была чуть ли не единственной монаршей особой за всё время существования Романовых на престоле, которая уделяла столько времени собирательству. Затем все цари и великие князья считали своим долгом по мере сил поддержать начинание Екатерины Великой.

Демаши П. А., Античная базилика (храм в руинах), Франция, 1768
Демаши П. А., Античная базилика (храм в руинах), Франция, 1768

При создании статьи использовались материалы открывшейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина выставки «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку