«Симон»: армянская пьеса не об армянах

"Симон": армянская пьеса не об армянах

Пьеса «Симон», поставленная Денисом Хуснияровым на сцене легендарного московского Театра им. В. Маяковского собрала весь цвет армянской диаспоры. Вместе с тем, история, рассказанная автором пьесы Наринэ Абгарян, могла бы случиться с любым человеком любого этноса, вероисповедания и географической принадлежности — речь идёт о душевных переживаниях мужчины через призму его восприятия женщинами.

На наших глазах разворачиваются события жизни человека, который прошёл все испытания, связанные с женщинами: от потери любимой матери в детстве до перипетий семерых женщин, каждая из которых, пусть немного, но побывала в роли жены Симона.

Говорить о промыслительном содержании авторского прочтения мы не можем — речь идёт о конкретной истории, разворачивающейся в конкретном месте с конкретными людьми.

Что такое мужчина в восприятии женщин? Это что, самец? Это что, производитель детей? Это что, сантехник? Это что, кровельщик? Это что, генератор проблем женского пола? Нет и ещё раз нет! Мужчина для авторов пьесы — это человек, который способен снимать стрессы у женщин. Причём стрессы любого масштаба, глубины и наполнения.

"Симон": армянская пьеса не об армянах

Авторы убеждены, что мужчина нужен женщинам согласно выступлению семерых дам сердца на тризне по его кончине. Это то, что Симон был самым счастливым эпизодом в их жизни. Все семеро отмечали, что он клялся каждой из них в любви, и делал даму в тот момент самой счастливой женщиной на свете, и память об этом она несёт всю свою жизнь.

Самая несчастная из семерых — вдова Симона и мать его троих детей Меланья (её душераздирающе воплощает Александра Ровенских). С женой герой прожил дольше всего, и когда он умирает, ей приходится собирать всех его пассий и одалисок вместе. В результате, она их всех успокаивает, умиротворяет, вселяет в них надежду на светлое будущее, уже без Симона.

Жизнь армянского селянина — это какой-то прямо-таки мусульманский вариант, гарем падишаха, где старшая жена одновременно является матерью для всех остальных жен и наложниц султана.

Юрий Коренев (Каро, бывший муж Сусанны) и Елена Мольченко (Косая Вардануш)
Юрий Коренев (Каро, бывший муж Сусанны) и Елена Мольченко (Косая Вардануш)

Меланья последняя уходит со сцены, после отработавших свои монологи женщин. «Дети — вот что мне даёт главное счастье в жизни, — думает вслух она. — Арташес нашёл замечательную девушку, он в неё влюблен и скоро женится». Её жизнь продолжается и без Симона, потому что больше он не потребует от неё нечеловеческого терпения и сил.

Пьеса трогает за живое, и не только благодаря игре Алексея Дякина, вызывающей в памяти образ грека Зорбы в исполнении Энтони Куина. У неё действительно нет национальной коннотации. В произведении заложены общечеловеческие ценности о том, что при всех своих недостатках человек остается человеком. Симон помогает всем семерым своим женщинам — но только с одной у него есть дети, все остальные мечтают иметь детей от него, и в глубине души вынашивают мысль о том, что он в конце останется с каждой из них.

То, что авторы сделали выпуклым — ответ на вопрос о том, в чем загадка, какова тайна притяжения женщин личностью Симона? Ответ на него раскрывается в диалоге милиционера и Лии с самим Симоном. Служитель закона спрашивает: «Что ты делаешь, Симон, что все женщины ликуют?» Тот отвечает: «Я ничего особенного не делаю, просто каждой из них я говорю, что она единственная, неповторимая и самая красивая».

Алексей Дякин (Симон) и Наталия Филиппова (Софья)
Алексей Дякин (Симон) и Наталия Филиппова (Софья)

Правда ли то, что говорит Симон милиционеру? В этом ли секрет его безусловного влияния на женщин? Ставя этот тезис под сомнение, уже в другом месте автор подтверждает мысль об уникальном обаянии Симона, говоря о нём словами других персонажей, в основном его пассий: Симон никогда не лукавил. «Когда он был со мной, он был моим!».

Да, действительно, тема Симона — покорителя сердец, не нова. Со времён литературных произведений Апулея известны любвеобильные боги и юнцы с неистребимой жаждой покорения женщин. Но особенность «Симона» в том, что каждой из женщин он дарил частичку своего сердца, чем делал их счастливыми. Все в один голос знали, что он гулена, но когда он был с ними, он принадлежал им. Соблазненные жены благодарны судьбе, что знали такого мужчину, как Симон.

Одна из женщин уверяет в удивительном качестве героя — он далеко не идеал как человек, он трус. Но её память о нём подчеркивает, что даже люди с низкими человеческими достоинствами могут быть любимы и востребованы. Женщина любит не умом, а сердцем. Ей все равно нужно любить — такой её создала природа. Это и есть воплощение любви.

Никто из этих женщин Симона не представляет жизни без него. То ли он должен остаться у неё в памяти, то ли в сердце, то ли в качестве его жизни. Для них он герой.

Алексей Дякин (Симон) и Максим Глебов (Илия, милиционер)
Алексей Дякин (Симон) и Максим Глебов (Илия, милиционер)

Помните, в истории о Шарле Морисе Талейране знаменитое высказывание герцогине Даву: «Вы думаете, что известие о кончине Талейрана — правда? Да нет же, он не умрёт, пока ему это для чего-то не понадобится!»? В спектакле присутствует сходная фраза: «Не мог Симон умереть. Ему это не надо! А нам — тем более не надо!». В каком-то смысле, человек жив, пока его дела не завершены.

Женщина, перестающая любить, перестает существовать как личность, деградирует. Женщина-любовь — всё равно, что в паровозной топке уголь или автомобилю бензин, говорят авторы «Симона».

Удивительна реакция зала на премьерный показ спектакля. Аплодисменты были настолько мощными, из зала раздавалось такое огромное количество криков «браво», что поклоны превратились в отдельный спектакль. Актёров практически не отпускали со сцены.

Что-то ждёт спектакль дальше…

Александра Ровенских (Меланья, жена Симона)
Александра Ровенских (Меланья, жена Симона)
Премьера спектакля Симон в Театре Маяковского
Премьера спектакля Симон в Театре Маяковского
Александра Ровенских (Меланья, жена Симона) и Наталья Коренная (Старая Катинка)
Александра Ровенских (Меланья, жена Симона) и Наталья Коренная (Старая Катинка)
Елена Мольченко (Косая Вардануш)
Елена Мольченко (Косая Вардануш)
Дарья Повереннова (Вдовая Сильвия)
Дарья Повереннова (Вдовая Сильвия)
Дарья Повереннова (Вдовая Сильвия) и Алексей Дякин (Симон)
Дарья Повереннова (Вдовая Сильвия) и Алексей Дякин (Симон)
Зоя Кайдановская (Элиза) и Алексей Дякин (Симон)
Зоя Кайдановская (Элиза) и Алексей Дякин (Симон)
Наталия Филиппова (Софья), Алексей Дякин (Симон) и Елена Мольченко (Косая Вардануш)
Наталия Филиппова (Софья), Алексей Дякин (Симон) и Елена Мольченко (Косая Вардануш)
Юрий Коренев (Каро, бывший муж Сусанны)
Юрий Коренев (Каро, бывший муж Сусанны)
Спектакль "Симон" по пьесе Наринэ Абгарян в постановке Дениса Хусниярова в Театре Маяковского
Спектакль «Симон» по пьесе Наринэ Абгарян в постановке Дениса Хусниярова в Театре Маяковского
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку