Картина Мане — это реклама пива или чего-то ещё?

Картина Мане — это реклама пива или чего-то ещё?

Когда мы говорим о продакт-плейсменте, разговор часто вращается вокруг современных телешоу, фильмах и сериалах, в которых герои употребляют напитки или ездят на автомобилях, чья торговая марка не скрывается за пятном размытия. Однако и в конце 19-го и начале 20-го веков на картинах иногда встречаются такие случаи. Возьмём, к примеру, полотно «Бар в Фоли-Бержер», созданное Эдуардом Мане в 1882 году, на котором видны бутылки и логотип известного британского пивного бренда Bass Brewery.

«Бар в Фоли-Бержер» — последняя картина Мане, которую он представил на Парижском салоне накануне своей смерти в 1883 году.

«Фоли-Бержер» — это варьете и кабаре, расположенное на улице Рише в Париже. В конце 19-го века это заведение пользовалось большой популярностью, и Мане часто посещал его.

В большом зеркале бара отражается большое количество посетителей, наполнивших помещение. За стойкой работает барменша, а перед ней ряды бутылок вина, шампанского, ликёров и пива Bass Brewery, чей логотип — тёмно-красный треугольник — виден на этикетках.

Мане был не единственным художником, который изображал на своих картинах предметы из реального мира. Напротив, тема потребления была отличительной чертой художественного течения, к которому он принадлежал. Как отмечает историк искусства Рут Искин в своей книге «Современные женщины и парижская культура в живописи импрессионистов», портреты парижанок, созданные Клодом Моне, отражают тенденции парижской моды, уделяя пристальное внимание рисунку, текстуре и материалу.

Эдгар Дега также интересовался культурой потребления, о чем свидетельствует серия картин, на которых изображены магазины французских модисток. Рисуя эти магазины, где продаются и изготавливаются головные уборы, Дега, по словам Искина, постарался изобразить «новые стратегии показа, разработанные универмагами для привлечения покупателей». Анри де Тулуз-Лотрек еще больше размыл границы между искусством и рекламой, создав плакаты для знаменитого кабаре-клуба «Мулен Руж».

Мане рисовал пиво Bass не потому, что производитель платил ему за это, а потому, что он хотел показать окружающий мир, в котором все покупалось и продавалось. Внимательный зритель заметит, что художник поставил свою подпись на одной из бутылок слева, критикуя не только потребительство парижской ночной жизни, но и коммерциализацию самого искусства.

Бутылки, которые не совпадают со своим отражением, имитируя взгляд пьяного человека, также связаны со скрытым смыслом картины.

Арт-критик Келли Гровье отмечает, что лейбл Bass можно увидеть и в цветочной композиции на груди барменши. Такие украшения обычно носили проститутки, каковыми были многие сотрудницы «Фоли-Бержер».

Это, в свою очередь, вызывает вопросы к посетителю в цилиндре, с которым разговаривает девушка. Хочет ли он купить пива или что-то ещё? Мане оставляет выбор за зрителем.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку