Лет 15 тому назад, когда я была в Египте, египтяне не подавали никаких признаков споров относительно закрытия женского лица и головы (оно может быть разным, от частичного до полного). В стране была свобода выбора. «У нас носят паранджу те женщины, которые считают нужным её носить. — говорили мне, — но если кто-то решает закрыть своё лицо, то ему будет не так-то просто снять покров. Если не уверена в себе — лучше не начинать».
Тогда на улицах «города тысячи мечетей» — Каира, были развешаны плакаты с весьма сексуальным женским бельём, таким, что даже в России не каждая оденет. «Вы же пуританская страна? Но что я вижу?! Женщины плавают в спортивных костюмах, носят закрытую одежду до пят и спокойно смотрят на такие наряды?», — удивлялась я. «У нас не принято выставлять чувства на всеобщее обозрение, — отвечали мне, — но каждая хорошая мусульманская жена старается нравиться мужу. Между двоими, за стенами спальни, всё только приветствуется!».
Позднее, уже в России, татарки объясняли мне, что ношение хиджаба — признак чистоты женщины, не только физической, но и моральной. «У покрытой женщины должно быть не только безупречно нравственное поведение, но и помыслы её чисты». Отношение к таким женщинам у мусульман примерно такое же, что у нас — к монашкам, отдавшим свою жизнь молитвам за всех нас. И уйти от служения Богу тоже проблематично — если не уверена в себе, лучше не начинать.
Часть женщин в Египте тогда носила хиджабы и паранджу, другая часть — нет. Среди высшего общества закрытые женщины были редкостью, среди сельчан их было много (до 90%). Чем выше по социальной лестнице, тем общество менее традиционно, это повсюду так.
Но то, о чём я говорю, было при Хосни Мубараке, который представлял собой светскую по духу традиционную власть. Видимо, приход к власти Абдул-Фаттаха Халила Ас-Сиси изменил положение дел, причем. как отмечает британская пресса, в сторону меньшей терпимости к женщинам, носящим хиджаб. Теперь им труднее найти работу или сходить в ресторан — им отказывают в доступе..
Консервативные европейские СМИ (такие, как Фигаро) бьют в набат о дискриминации по религиозному признаку.
Работать вне дома, кстати, у женщин в Египте не принято. Они делают это по большой нужде, до замужества или оставшись в одиночестве. А вот некоторые «блага цивилизации» в Египте прекрасно освоили — например, на дорогах полно женщин-автомобилисток.
Призывы для женщин снять хиджаб раздаются в Египте начиная с 2011 года, с момента первой смены властей. Теперь же европеизированные элиты переходят в наступление, желая побудить соотечественниц снять покров. Но египтяне не сдаются — множатся голоса правозащитников, таких как Чериф Чубахи или Нада Нашат.
Когда ставят вопрос о ношении закрытой одежды в Европе — это оправдано, потому что культуру страны, приютившей тебя, необходимо соблюдать. Но когда меньшинство навязывает большинству свои культурные предпочтения дома — это совершенно не оправдано. Египтянки, живущие на своей земле, должны быть вольны выбирать.
То, что представляется диким в Европе, может быть не только духовным выбором, но и хорошей защитой от горячих южных мужчин. Последних «заводят» открытые руки, разрезы на юбках. обтягивающий силуэт и глубокий вырез на груди. Та, что отважится пойти в европейском платье, всегда рискует в Египте получить камнем по голове.
Это европейские мужчины остаются безучастными к одежде, которую рекламируют на плакатах «для домашнего потребления» в Каире, но такое отношение потребовало несколько веков «воспитания»…