Конфедерация аграриев Франции выпустила официальное сообщение о том, что отныне прямые покупки абрикосов у производителя станут практически невозможными для любителей поддержать местного фермера. Абрикосы, сезон которых вот-вот начнётся — это лишь одна товарная позиция из многих, попавших под неразумное госрегулирование французских законодателей (Interfel), которые «страшно далеки от народа» и поддались на лобби французских ритейлеров.
Конечно, дело не в том, что агропроизводители страны отказываются от коммерческой функции, а в том, что для них это станет экономически убыточно в связи с принятым позавчера во Франции новым стандартом розничных продаж. Представьте себе, каково французским крестьянам калибровать (делать пересортицу в зависимости от диаметра и качества, крупные к крупным, отборные к отборным) и упаковывать свой урожай! Фактически, законодатели наложили на своих крестьян обязанность приобрести дорогостоящее сортировочное оборудование и устроить на полях фабрики, превращающие абрикосы в конфитюр в красивой запечатанной баночке, как на полке супермаркета. Так в чём же тогда смысл прямых продаж у крестьян?
Теперь французский земледелец станет работать больше и раскошелится на непредусмотренные инвестиции. При этом, как отмечает эксперт Андрэ Бушу, розничные цены могут и не вырасти — бедняга не сможет запрашивать с покупателей больше, чем позволяет рыночная конъюнктура. В противном случае, французы будут покупать испанские абрикосы, которые и сейчас выгоднее местных, а после последних событий они получат дополнительную фору.
И тут обнажается другая проблема европейского агропромышленного сектора. Фермеры призывают к введению по всей Европе минимальной начальной цены на продукт, в частности, на абрикос, чтобы другая страна Евросоюза не могла ввозить свою продукцию по ценам ниже себестоимости производства товара во Франции. Это могло бы стать методом смягчения последствий таких решений для французских производителей, сохранения ими рабочих мест и доходности (50% стоимости абрикоса — это оплата труда). Но в этом случае компенсация продаж абрикосов произошла бы за счёт потребителей, и им пришлось бы нести ответственность за нововведения, пролоббированные ритейлерами.